Как начать программировать под Android? Пошаговый план
В этой статье мы рассмотрим, как начать программировать под Android. Пошаговый план с ссылками на ресурсы, курсы и книги и типичные вопросы, которые задают на собеседованиях на позицию junior Android-разработчика. Ну а если вы хотите быстро за 12 занятий вникнуть в азы Android — то приглашаю на практический онлайн-интенсив где вы с наставником разработаете собственный проект.
Итак, вы решили начать программировать под операционную систему Android. Для начала, вам нужно изучить язык программирования. В мире Android на момент написания статьи (март 2020) года используются как Java, так и Kotlin, однако второй официально рекомендован компанией Google и набирает всё большую популярность, так что, если вы не знаете ни одного языка программирования — то можете изучать Kotlin, если же вы уже знаете какой-либо объектно-ориентированный язык программирования, то изучить Java или Kotlin для вас не составит труда. На рынке тренд идет в сторону Kotlin.
Изучаем язык
Kotlin
Чтобы освоить Kotlin, вам могут пригодиться, следующие ресурсы:
-
— набор примеров и заданий по Kotlin cразу с консолью, в которой можно ввести код и проверить — туториал от Google — набор мини-курсов для быстрого старта в Android — разработке — Книга Джоша Скина и Дэвида Гринхола основана на популярном курсе Kotlin Essentials от Big Nerd Ranch. Яркие и полезные примеры, четкие объяснения ключевых концепций и основополагающих API не только знакомят с языком Kotlin, но и учат эффективно использовать его возможности — хороший видеокурс, объясняющий основы программирования на Kotlin
Чтобы освоить Java, вам могут пригодиться, следующие ресурсы:
-
— эта книга не только научит вас теории языка Java и объектно-ориентированного программирования, она сделает вас программистом. В ее основу положен уникальный метод обучения на практике. В отличие от классических учебников информация дается не в текстовом, а в визуальном представлении. — курс от Udacity, который поможет вам изучить Java — эта книга является классикой для Java-программистов. Для новичков может быть несколько сложновата, но постарайтесь прочитать ее хотя бы половину и вернитесь к ней через годик, все сразу станет на свои места. Кстати, многие вопросы на собеседовании по Java взяты именно отсюда, так что не ленитесь, почитайте. — Эта книга давно уже признана авторитетным, исчерпывающим руководством и практическим справочным пособием для опытных программистов, стремящихся писать на Java надежный код для реальных приложений. Быстро освоить основной синтаксис Java, опираясь на имеющийся опыт и знания в программировании.
Изучаем Android SDK
Как только вы освоили базовый синтаксис и поняли базовые концепции, переходите к изучению Android SDK, параллельно читая перечисленные выше книги. Изучение Android SDK вы можете начать с таких ресурсов как:
-
— набор туториалов для начинающих Android-разработчиков от Google на языке программирования Kotlin. Из курса вы узнаете об основных компонентах Android SDK, таких как Activity, Intent, BroadcastReceiver и других. — курс на Udacity, где за 6 месяцев вам расскажут от том как разрабатывать мобильные приложения под Android — набор лекций об устройстве Android от Яндекс. Часть материала немного устарела, но даже сейчас будет очень полезна как начинающим, так и уже более-менее опытным разработчикам. — достаточно понятная книга для новичков, чтобы понять программирование под Android OS — книга, которая уже, наверное стала классикой для Android — программистов, один из самых полных источников знаний по Android OS
Это далеко не полный список, материалов огромное количество, но изучив вышеперечисленные ресурсы, вам с запасом хватит знаний для программирования под Android. Главное — не забывайте ежедневно практиковаться, общаться с наставником или ментором чтобы быстрее понимать свои ошибки и учиться на них.
Изучаем популярные библиотеки
Итак, вы неплохо знаете синтаксис языка, понимаете ООП, умеете применять наследование там где оно нужно и ваши приложения более-менее работают. Возможно, еще без применения архитектуры (MVP/MVVM/VIPER/RIBs) и без навороченных библиотек или фрэймворков. Самое время изучить и их.
В этом разделе я приведу список наиболее популярных библиотек, который используются в большинстве Android — проектов. Изучив их, вы смело сможете претендовать на звание junior или даже middle — разработчика.
Для многопоточного программирования
-
или бесплатный базовый курс по RxJava — набор туториалов и документация по корутинам от Jet Brains
- Основы работы с WorkManager— туториал по работе с WorkManager — туториал от Google как рабоать с корутинами и LiveData
Библиотеки для Dependency injection
- Dagger2
- Koin — пошаговый туториал для изучения основ
Библиотеки для сетевого взаимодействия
-
— пошаговый туториал, где вы создадите приложение для поиска фильмов
Библиотеки для обработки изображений
- Picasso
- Glide
Библиотеки для работы с Json
- GSON
- Jackson
- Moshi
Библиотеки для хранения данных
-
— мини-курс, который поможет понять основы Room + LiveData
- Realm
Изучив, материалы из этого списка вы уверенно сможете претендовать на роль джуниор-разработчика, а в следующем посте мы рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы на собеседованиях. А прямо сейчас приглашаю вас на онлайн-интенсив по разработке
Мой опыт разработки с использованием андроид устройства
Как же люди любят упрощать сложное и усложнять простое, ну или как провести свои выходные без пользы.
Как все начиналось.
А начиналось все как обычно с разматывания губы на тему вот сейчас как перейду с ПК на планшет, да как все заиграет.
Раньше (недели две назад) я постоянно задумывался почему так мало слышно о разработке пусть даже front-end’a на мобильных устройствах (нет, не под мобильные, а именно с мобильных устройств).
И думал я, что может только у меня такая потребность возникла. Что только я мучаюсь с подготовкой к работе. Ведь, чтобы развернуть бурную рабочую деятельность, мне нужно сперва сварить кофе, уложить всех спать, выгнать кота. А с мобильным устройством все проще. И уж если куплю планшет, да его настрою, будет у меня и мобильность, и скорость, да и лёгкость в движениях появится=)
И вот «летящей походкой я вышел за . », то есть за планшетом, и вернулся со средним, ну ладно, бюджетным «китайцем».
Решил, что рута я сбивать не буду, дефолтную систему сносить не буду, а то вдруг не просто так люди на ПК до сих пор работают.
Ах, этот дивный новый мир.
Признаться, за время работы на ПК я уже успел пристреляться. И имею представление, что сначала нужно настроить среду разработки, так сказать, разложить инструменты.
Поэтому первое, что я сделал – удалил все лишнее и полазили по настройкам, чтобы ничего не раздражало (это подробно думаю описывать не стоит, каждый сам под себя точит все свои инструменты). Далее по списку:
Войти в аккаунт (почта, браузер, GitHub)
настроить редактор кода
настроить хотя бы подобие IDE
Как вы понимаете с первым пунктом ничего сложного, хотя и в этом случае пришлось немного потыкаться. Приложения GitHub предоставленные в плеймаркете(то что попалось мне из 5 установленных, в том числе и сам GitHub). Позволяют, максимум, посмотреть историю, комментарии (смотреть и отвечать), но создавать и изменять контент и запросы не могут. Так что нельзя назвать это полноценной заменой для андроида.
В итоге на первых порах, достаточно браузерной версии гит, вот только если хочешь добавить или изменить папку, то быстро сделать это не получится, нужно выгружать, менять и загружать папки обратно (создаёшь папку с файлом, прописывая путь, а затем все файлы в папку загружаешь через appload file). Как вы понимаете это не удобно если нужно перенести проект на GitHub через планшет.
С редакторами немного проще. Почти каждое третье справляется с элементарными нуждами, да ещё имеет возможность просмотра результата фронт-енда в браузере. Однако не все из них отображают сайт корректно (как и когда просто открытая через проводник страница не подгружает css и js файлы, а просто выводит голый скелет сайта) ещё меньше из них имеет возможность перейти по внутренней ссылке сайта, в случае многостраничного сайта.
В итоге из порядка 15 я нашел около 3 которые мне подходят. Однако в дальнейшем я решил использовать в качестве быстрого редактора Acode, хотя он больше похож на ide чем на простой редактор.
Двигаемся дальше. Что же мне нужно от IDE.
Наличие консоли при тестировании
Интеграция с GitHub
Удобство в использовании (в частности расположение вкладок и настройки)
Терминал для Nodejs
Теперь посмотрим, что я нашел:
Хоть в play market и написано, что это IDE для веб разработки, но работать на нем неудобно.
Полноценных снипетов нет (нет автоопределения, вставляется только тег без символов, нет автоопределения атрибутов тегов). Из удобных только автозакрытие тега (в случае написания «</» программа сама выбирает ближайший закрываемый тег)
Интеграция с git только за плату.
Консоль даже искать не стал после увиденного теста в браузере.
Итог: возможно платная версия работает лучше, но что-то мне в это не верится. Хотя могу выделить пару плюсов (панель символов, удобные вкладки для перехода между файлами)
Снипеты с кратким описанием и опциями (с возможностью расширения)
Хоть и есть поиск ошибок, но он не работает на js, css, html. Поэтому думаю что эта опция не работает без дополнительной возни.
Интеграция с git представлена достаточно удобно (легко регить легко коммитить при сохранении, но нельзя перемещать, добавлять файлы)
Есть интеграция с ftp
Все действия и визуализация контента удобны и понятны.
Терминала не обнаружил, но думаю это не проблема для работы во front-end разработке.
Отдельно хотел бы обговорить что из ограничений бесплатной версии только невозможность выбрать цвет темы (но не редактора(там около 10 вариантов разной подсветки)).
При всем при этом у этой программы открытый код,
Spck (editor и pro)
Снипеты есть, но реализованы чуть хуже (иногда работают криво).
В css и js есть проверка и подсветка линий с ошибками (по крайней мере в случае неожиданного знака).
В pro версии есть доступ к терминалу с nodejs, npm, gulp и т.д.
Интеграция с GitHub есть и представлена гораздо шире. Есть возможность добавлять и синхронизировать директории.
Больше возможностей для работы
Только хочу предупредить – чтобы завязать приложение с GitHub помимо токена нужно полностью заполнить паспорт (я сам вначале не полностью заполнил, смог достучаться до GitHub, даже смог вытянуть с GitHub файлы, но вот запушить их не смог (недостаточно разрешений аккаунта)). Потом было долгое копание в Гугле, но это не ОС ПК и в Гугле ты ничего не найдешь. В итоге просто удалил GitHub паспорт и соединился с другим репозиторием, провозился. И нашел эту маленькую неувязку(хотя казалось бы если неправильно подключился то и файлы не вытянуть, ан нет). А потом ещё одна ошибка ( not fast-forward), но тут было стандартное решение. Описал я это здесь для того чтобы было понятно, что чаще всего вы не сможете загуглить вопрос по ide на андроиде, но не всё так плохо.
Вернёмся к описанию. Так вот работа с GitHub реализована намного лучше. Это один из плюсов этого приложения из за которого мне оно нравится.
Оно не так удобно как Acode, но , думаю, это из-за того, что здесь больше возможностей и настроек.
Отдельно упомяну, что имеется полноценное управление проектами.
А вот режим тестового вида страницы хоть и реализован удобнее(можно налету отслеживать изменения) все же не обошёлся без бага (при смене ориентации макет нарушается), но при перезагрузке режима все встает на свои места.
В итоге пока работаю на Spck, а Acode использую при параллельном редактировании двух и более файлов.
Ещё упомяну, что есть ещё одно приложение необходимое для верстки.
Нужно найти себе нормальную виртуальную клавиатуру. Я остановился на hacker’s keyboard.
Хотя мне больше удобна клава Гугла для набивки текста, но для работы удобнее иметь аналог физической клавиатуры с кнопками ctr, enter и т.д.. Ещё у нее есть панель быстрого доступа для символов. Однако не работает автозаполнение, но это не проблема если работаешь в ide.
Итого. Для написания кода — hacker keyboard, для теста gboard. С учётом того, что кнопка переключения между клавами работает прекрасно, то можно на этом и остановиться.
И вот теперь я настроил все инструменты и готов работать.
Но не тут то было.
В процессе настройки инструментов, тестирования приложений и остальной работы я понял, что это банально, неудобно (все же за столом, с чашкой кофе это удобнее, чем сидя на диване, с постоянно опущенной головой)
И если ты все ещё думаешь, что с телефоном можно долго просидеть в кресле и работать, то ты ошибаешься, ну, конечно, если у тебя не супер накаченная шея. Ведь через пару часов за планшетом она начинает затекать. А если работать по полной, то лучше рабочего места чем кровать тебе не найти, но, это до 30 лет, а после, если ты не двигаешься долгое время, то даже лёжа спина начинает ныть.
Так что стол и хорошее кресло это необходимость. А если всё и так происходит сидя за столом в кресле, то зачем тогда планшет.
К тому же я понял, почему на андроиде так сложно работать. Чувствуешь себя как-то не уверенно, и если у тебя проблема со средой разработки, то никто тебе не поможет, а самому лезть в это без знаний достаточно опасно.
Вроде все просто, но не почувствовав все на себе я, честно сказать, и не задумывался о таких нюансах.
Так что для полноценной работы все же нужно хорошее рабочее место с ПК.
А для «коротких забегов» можно использовать мой набор инструментов.
Например, если ты едешь на работу час или два в общественном транспорте, то это неплохой вариант. Но кого я обманываю. Работать по дороге на работу тяжко. Да и какая дорога на работу в пандемию. Хотя иногда может выручить.
Как я и говорил выше я изначально не рассматривал варианта переделать планшет под чистый Linux, или качать что-то вне маркета (сторонние приложения) или подключать приложения с рут правами. Все это из-за боязни превратить его в простой кирпич. Так же не было желания пробовать платные приложения, да я скряга, но ещё не известно, что я в итоге получу в платной программе.
Ввиду такого выбора я намеренно ограничил себя отдавая предпочтение безопасности прошивки. Но если кто-то подскажет мне хороший билд, то я не прочь что-то попробовать.
Как сделать приложение для Android самостоятельно
Платформа Android открытая, поэтому каждый может написать своё приложение и распространять его через каталоги программ. Все инструменты бесплатны.
Язык программирования для мобильной разработки на Android очень простой — это Java. Сейчас Google активно продвигает Kotlin как язык, который сможет заменить Java. Приложения пишут и на C++.
Создание простейшего приложения состоит из нескольких этапов:
- проект в Android Studio;
- создание пользовательского интерфейса;
- добавление активностей, навигации и действий;
- тест-драйв приложения в эмуляторе.
Необходимые инструменты
Первым делом установите программу Android Studio. Это официальная среда разработки (IDE) для Android, она работает на Windows, macOS и Linux. Хотя при разработке программ для Android можно использовать и другие среды, кроме Android Studio.
Если на компьютере не установлены Android SDK и другие компоненты, то Android Studio автоматически скачает их. Android SDK — это среда программирования, в которую входят библиотеки, исполняемые файлы, скрипты, документация и т.д.
Android SDK компилирует код вместе с любыми данными и ресурсами в файл с расширением .apk. Он содержит всё необходимое для установки приложения на Android-устройство.
Полезно установить и эмулятор Android, чтобы запускать и тестировать приложения. Эмулятор поставляется в комплекте с Android Studio.
Когда все инструменты установлены, можно создать первый проект. Но сначала нужно разобраться с основными понятиями.
Из чего состоит приложение
на Android
Android-приложение состоит из четырёх компонентов. Каждый компонент — это точка входа, через которую система или пользователь может получить доступ.
-
(activity) — элементы интерактивного пользовательского интерфейса.
Одна активность задействует другую и передаёт информацию о том, что намерен делать пользователь, через класс Intent (намерения). Активности подобны веб-страницам, а намерения — ссылкам между ними. Запуск приложения — это активность Main.
(service) — универсальная точка входа для поддержания работы приложения в фоновом режиме.
Этот компонент выполняет длительные операции или работу для удалённых процессов без визуального интерфейса.
(broadcast receiver) транслирует нескольким участникам намерения из приложения.
Теперь попробуем сделать своё приложение для Android.
Создаём Android-приложение
в Android Studio
Шаг 1
Выбираем название приложения, домен компании, путь к проекту и название пакета. Указываем, включить ли поддержку опциональных языков программирования C++ и Kotlin.
Шаг 2
Задаём одну или несколько целевых платформ для сборки. Для этого используется SDK и AVD, менеджер виртуальных устройств Android. Инструмент позволяет устанавливать в SDK пакеты, которые поддерживают несколько версий ОС Android и несколько уровней API (интерфейсов программирования приложений).
Справка
Чем ниже версия Android, тем больше устройств, на которых приложение запустится. Чем выше версия, тем богаче функциональность API.
Шаг 3
Выбираем основную активность, которая будет запускаться при нажатии на иконку приложения, и даём ей имя.
Шаг 4
После нескольких минут сборки Android Studio открывает интерфейс IDE. Здесь три основных момента.
Если выбрать в выпадающем меню вид Android, то вы увидите файлы проекта. Например, наша основная активность называется app > java > ru.skillbox.skillboxapp > FullscreenActivity. При создании проекта мы указали вместо активности Main полноэкранную активность.
Далее можно посмотреть файл app > res > layout > activity_fullscreen.xml. Это XML-файл с макетом для UI нашей основной активности.
Наконец, третий важный файл app > manifests > AndroidManifest.xml описывает фундаментальные характеристики приложения и определяет все его компоненты.
Содержимое манифеста
Запускаем на реальном устройстве
Созданное нами приложение — это одна активность, которая запускается в полноэкранном режиме и не имеет графических элементов.
Запускаем на Android-устройстве или в эмуляторе.
Смартфон или планшет для этого подключаем в режиме USB-отладки, которая активируется в Настройках разработчика в меню Настройки.
Для запуска в эмуляторе нажимаем в Android Studio кнопку Run в меню Run (Shift+F10). Выбираем подходящее устройство и версию ОС, портретную или ландшафтную (альбомную) ориентацию.
Создаём простой пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс Android-приложения создаётся через иерархию макетов (layouts, объекты ViewGroup) и виджетов (объекты View). Макеты управляют расположением дочерних виджетов на экране. Сами виджеты — это непосредственно компоненты UI: кнопки, текстовые поля на экране и т.п.
Интерфейс активностей создаётся в Android Studio в редакторе макетов (Layout Editor) и хранится по большей части в XML-файлах.
- Открываем файл app > res > layout > activity_fullscreen.xml.
- Добавляем на экран из палитры (Palette) виджеты перетаскиванием мышью.
- Например, берём текстовое поле (PlainText). Это виджет EditText, куда пользователь может вводить текст.
- Добавляем кнопки и другие нужные элементы.
Добавляем действия, активности и навигацию
Предположим, мы создали активность с текстовым полем и кнопкой «Отправить». После этого нужно написать, что конкретно будет происходить при нажатии кнопки «Отправить».
 Программирование на android-телефоне
Стал ездить на работу на метро. Задался вопросом: можно ли заниматься любимым делом в пути? Имеем android-телефон (достаточно большой), Wi-Fi и сорок минут чистого времени.
Поиск во всезнающем гугле принес обнадеживающую информацию. Да, на android-устройствах программируют и, в частности, в метро. К сожалению, только на планшетах. Понятно, что основная проблема — клавиатура. Вернее, ее отсутствие. Экранные, как правило, убогие и не позволяют нажимать комбинацию Ctrl+C, Ctrl+V — основную комбинацию программистов. Отсутствие возможности десятипальцевого слепого ввода никогда не останавливало настоящего программера (на самом деле, достаточно двух пальцев)
Но меня интересуют не планшеты, а телефон!
После недолгих поисков остановился на следующей конфигурации:
- Редактор: VimTouch
- Клавиатура: Hacker’s Keyboard
- git: SGit
VimTouch требует доустановки VimTouch Full Runtime не помню точно когда до или во время старта. Думаю, можно скачивать сразу оба приложения.
Для Hacker’s Keyboard можно доустановить плагин для русского языка Russian dictionary Русский
SGit ничего не потребовал. Для чего нужен, объяснять не нужно.
Безусловно, существует масса вариантов и того и другого и третьего, но
Vim показался наиболее удобным для редактирования на телефоне. Он, вообще удобен, как редактор. Все редакторы, поддерживающие комбинации клавиш для управления — оказываются в телефонном случае за бортом. Vim, тут рулит! Я использовал свой универсальный для всех своих устройств .vimrc . Работает. Эта реализация адаптирована под android. Есть специальная настраиваемая строка команд и меню.
Единственное, что потребовалось — это выбрать нормальную программистскую клавиатуру, которая позволяет кантролы всякие использовать и альты и меты. Среди многочисленных представленных на маркете нашлась единственная нормальная: Hacker’s Keyboard. У нее есть только один недостаток — достаточно мелкие кнопки. Программисты с плоскими пальцами отдыхают.
Клава имеет кучу настроек можно включать и отключать спец клавиши. Одна из самых плюсовых настроек — использование кастомного набора символов в шестой строке. В частности, лонг-клик позволяет выбрать кучу доп символов без переключения на другие режимы. Имеются даже стрелочки для перемещения. Другие клавиатуры достали с позицианированием в нужное место. Вот, что меня раздражает в ней, так это переключение русский/английский слайдом по пробелу.
Сочетание этих трех компонент, в частности, позволяет писать и публиковать эти заметки не выходя из вагона метро.
Привет, меня зовут Алекс О. В меру упитанный, в самом расцвете сил. Я программист. Программирую на работе, на лево, по дороге в метро, в перерывах между всем этим. Мое хобби — программирование. Пробовал разводить кактусы — засохли.
Мои контакты: