Система оценивания
Критерии оценивания, как и формы контроля, определяются преподавателем по согласованию с руководителем программы, поэтому не стоит удивляться тому, что на одной из дисциплин преобладают письменные задания или эссе, на другом – проектная работа, презентации или аналитические записки. При всем разнообразии форм контроля в каждом случае существует набор критериев оценивания, который преподаватель дает и поясняет студентам в самом начале семестра. Принципы оценивания – одни и те же для всех этапов обучения.
Итоговые оценки по дисциплине за семестр не выставляются исключительно на основе баллов, полученных только за работу в течение семестра. Любой курс складывается из работы на занятиях и сдачи зачета/экзамена.
В Институте общественных наук для всех дисциплин (за редким исключением) используются следующие схемы оценивания:
Схема 1. 60 баллов на текущее оценивание и 40 баллов на зачет/экзамен.
Схема 2. 40 баллов на текущее оценивание и 60 баллов на зачет/экзамен
Каждый преподаватель не позднее 2-го занятия познакомит Вас с выбранной схемой оценивания, типом проведения зачета или экзамена, количеством контрольных мероприятий в рамках семестра, за которые Вы сможете получить баллы. Кроме того, вам расскажут и покажут, в соответствии с какими критериями ваша работа как в течение семестра, так и на контрольном мероприятии, будет оцениваться. Если преподаватель этого не сделал – уточните у него, и, если не получите ответ, обратитесь к тьютору группы или помощнику руководителя программы.
За что можно получить баллы в течение семестра?
За выполненные задания, за работу на занятиях, за выполнение промежуточных контрольных заданий. Обо всех возможных вариантах Вам расскажет преподаватель.
Количество набранных Вами баллов будет переведено в оценки, которые будут влиять на стипендию и позицию в академическом рейтинге. Эти же оценки Вы увидите в приложении к диплому. Таблица перевода ниже:
Таблицы перевода баллов
Сумма баллов за дисциплину |
Зачет | Зачет с оценкой | Экзамен |
0 – 40 | Не зачтено | Не зачтено (неудовлетворительно) | Неудовлетворительно |
41 – 60 | Зачтено | Зачтено (удовлетворительно) | Удовлетворительно |
61 – 80 | Зачтено | Зачтено (хорошо) | Хорошо |
81- 100 | Зачтено | Зачтено (отлично) | Отлично |
№ п/п |
Российская система оценок |
Оценка ECTS |
Оценка по 100–балльной шкале |
Словесная интерпретация оценок ECTS |
1 | Отлично «5» | A | 91-100 | Excellent – выдающиеся знания с возможными незначительными погрешностями |
2 | B | 81-90 | Very Good – знания выше среднего уровня, с некоторыми ошибками | |
3 | Хорошо «4» | C | 71-80 | Good – правильно выполненная работа с несколькими заметными ошибками |
4 | D | 61-70 | Satisfactory – работа, выполненная удовлетворительно, с заметными недостатками | |
5 | Удовлетв. «3» | E | 41-60 | Sufficient – знания, удовлетворяющие минимальным критериям |
6 | Зачтено | Passed (от 41) |
Важное правило, которое Вы должны помнить: вне зависимости от набранных баллов в течение семестра Вы обязаны явиться на зачет или экзамен и, если Вас устраивает количество набранных баллов в течение семестра, то Вы можете отказаться брать билет, получить «0» баллов за экзамен/зачет и итоговую оценку в зачетку и в ведомость. Например, если преподаватель выбрал систему оценивания 60/40 и в течение семестра Вы набрали 45 баллов, что соответствует оценке «удовлетворительно», и Вас устраивает эта оценка, то Вы должны явиться на зачет/экзамен и либо подтвердить своё согласие с оценкой «удовлетворительно», либо, если Вы хотите получить оценку «хорошо» или «отлично», принять участие в зачете/экзамене. Получить оценку «автоматом» вы не можете. В ИОН преподаватель не имеет права выставить вам оценку за экзамен/зачет и итоговую оценку в зачетку и в ведомость в случае вашей неявки на экзамен/зачет.
Как оценивают знания школьников в разных странах мира?
Споры по поводу возвращения к пятибалльной системе оценки знаний в нашей стране не утихают. Кто-то говорит, что пяти баллов достаточно, чтобы оценить уровень знаний школьников, а кому-то хочется иметь выбор и вместо 4+ или 5- поставить 8 или 9 баллов соответственно. Но если взглянуть на мир широко открытыми глазами, мы поймем, что выбор шкалы оценки – это вопрос общемировой…
Пятибалльная система
- 1 – отлично;
- 2 – очень хорошо;
- 3 – хорошо;
- 4 – удовлетворительно;
- 5 – неудовлетворительно, плохо.
Пятибалльная система используется, например, в Германии. Но не в совсем привычном для нас виде. Здесь пять баллов – это эквивалент нашей единицы:В таком виде пятибалльную систему используют также в Чехии, Австрии, Словакии.
А вот в привычном нам варианте, где пятерка – высший балл, система используется в Эстонии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Кыргызстане, Монголии, Парагвае. В качестве минимального проходного в этих странах достаточно набрать 2 балла.
Десятибалльная система
Является самой близкой и понятной для нас. Думаю, не стоит объяснять, что 10 – это круто, а 1 – это не просто плохо, а очень-очень плохо. Такая же система оценок в Латвии, но здесь могут поставить и 0 баллов при совсем уж нулевых знаниях. И в этом Латвию поддерживают Литва, Молдова, Румыния, Албания, Нидерланды, Италия, Исландия, Греция (в высших учебных заведениях и начальной школе), Вьетнам, Мексика, Колумбия, Эквадор.
А вот в Нигерии используют обратную десятибалльную шкалу. Здесь наивысшим баллом является 1, а 9 и 10 – неудовлетворительные оценки.
Двеннадцатибалльная система
Не где-нибудь, а в Украине отличником себя может считать ученик, в дневнике которого превалируют баллы 10, 11 и 12.
Двадцатибалльная система
На средней ступени образования в Греции (в лицеях и гимназиях) используется 20-балльная шкала оценки знаний, при которой допустимо использование дробных чисел:
- 18,5-20,0 – отлично;
- 15,5-18,4 – очень хорошо;
- 12,5-15,4 – хорошо;
- 10,0-12,4 – удовлетворительно;
- 0,0-9,9 – неудовлетворительно.
Франция тоже считает, что 20 баллов – это диапазон, достаточный для оценки знания школьников. Только вот получить высший балл в этой стране не представляется возможным. По мнению французов, на 19 баллов предмет может знать только учитель, а на 20 – один Бог. А для того, чтобы быть уверенным хорошистом, достаточно получать 10-14 баллов.
Также двадцатибалльная система оценок характерна для Марокко, Ирана, Ливана, Туниса, Мали, Перу, Республики Конго, Чада.
Так что не везде 10 баллов – это оценка успеха.
Стобалльная система
Максимальные 100 баллов (или %, если речь идет о рейтинговой системе) могут получить, например, школьники в Турции. Хотя негласно есть и пятибалльная.
- Оценка отлично – 85-100 – 5 баллов;
- Хорошо – 70-84 – 4 балла;
- Приемлемо – 55-69 – 3 балла;
- Удовлетворительно – 45-54 – 2 балла;
- Посредственно – менее 44 – 1 балл.
Такая же система характерна для Иордании, Ирака, Сирии, Йемена, Индии, Кубы, Египта. Но в этих странах кардинально отличаются минимальные проходные баллы. Если для Турции и Иордании, например, это 50%, то для Индии – 35%, а Кубы – 70%. В Сирии для всех предметов, кроме родного языка, этот балл составляет 40% (для арабского языка – 50%).
Буквенная система
Такую форму выражения оценки знаний избрали в США. «Оценки» здесь варьируют от А до F:
- А – отлично;
- В – хорошо;
- C, D – удовлетворительно;
- F – неудовлетворительно.
Кроме того, к буквам могут добавляться знаки «+» или «-». Подобная система характерна также для Норвегии, Швеции, Тайланда, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Монголии, Пакистана, Малайзии, Бразилии, Кении.
Смешанная система оценок
Некоторые страны решили не ограничивать себя и используют и буквы, и цифры.
В Великобритании не только нет единой системы оценок для всей страны (скажем, оценки в Шотландии отличаются от Северной Ирландии, Англии и Уэльса), так еще и разные экзамены, которые сдаются по окончании очередной ступени образования, оцениваются по-разному.
Экзамен на получение GCSE (General Certificate of Secondary Education) оценивается буквенно – A*-A-B-C-D-E-F-G. Соответственно, A* – самая высокая оценка, G – самая низкая. А если кто-то увидел букву U (Unclassified), пиши пропало – экзамен не сдан.
A-level оценивается не только буквенно, но и согласно таким понятиям, как:
- raw mark (балльная оценка каждой конкретной работы, максимум которой зависит от важности предмета);
- uniform mark (фиксированная оценка, получаемая путем суммирования и конвертации raw mark по отдельным предметам).
Таким образом, конечная оценка зависит от того, сколько предметов было включено в A-level. Например, ученик выбирает 2 предмета – при сдаче которых максимум можно заработать 200 баллов. Если 4 предмета, то, соответственно, 400 баллов. Выбрал 6 предметов – 600 баллов. Все просто, казалось бы. Если бы все предметы оценивались одинаково. Но нет, идет еще перераспределение по важности.
Например: ученик проходит обучение по 4 предметам, из которых основной – изучение основ бизнеса. Доля этого предмета в общей оценке составляет 30%, значит за нее максимум можно получить 120 баллов (30% от 400).
В Японии используют сочетание буквенной (от А до F) и цифровой (100-балльная) системы оценки знаний. Как правило, в 100-балльной системе оценки знаний минимально допустимым является уровень 60 баллов. Бывает и так, что для отдельных предметов устанавливаются специальные лимиты, которые могут составлять и 90 баллов.
Китай использует смесь букв (от А до F) и процентов (0-100%), но в строго определенных рамках, без вариаций, как в Японии. Здесь проходным являются 60%.
В Чехии используют не только оценки, но и слова: 1 – Vyborny (отлично); 2 – Chvalitebny (похвально); 3 – Dobry (хорошо); 4 – Dostatecny (достаточно); 5 – Nedostatecny (недостаточно).
Такая же система оценок в Испании: 9 — 10 – Sobresaliente (SB) (превосходно); 7 — 8 – Notable (NT) (очень хорошо); 6 – Bien (B) (хорошо); 5 – Aprobado/Suficiente (AP) (удовлетворительно); 0 — 4 – Suspenso/Insuficiente (S/I) (неудовлетворительно).
В Польше до 1991 года использовали для оценки знаний школьников отметки от 2 до 5. После 1991 года диапазон увеличился, и ученикам может быть выставлена одна из шести отметок:
- 5- Celujacy – отлично;
- 4 — Bardzo Dobry – очень хорошо;
- 4 — Dobry – хорошо;
- 3 — Dostateczny – удовлетворительно;
- 2 — Miemy – слабо — неудовлетворительно;
- 1 — Niedostateczny – плохо.
Новая система оценок
Существует довольно странная система оценок. По-другому и не скажешь, когда речь заходит о Дании. До 2007 года они пользовались 13-балльной системой. Но в результате проведенной реформы датчане, посредством урезания, определили для себя 7 оценок, которые посчитали достаточными для своих школьников. Итак, в Дании ставятся такие оценки: -3, 00, 02, 4, 7, 10, 12.
Если смотреть еще шире, то окажется, что в некоторых странах могут по-разному оцениваться знания учеников младшей и старшей школы, различные административные округа могут самостоятельно выбирать свои оценки (как в Канаде).