Готэм (Gotham)
Cтану думать про снежинку на ее щеке.
Думать про волосы, черные, как уголь, про губы, красные, как кровь, про кожу, белую как снег.
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Что сначала зеленое, а потом красное?
Ответ: Лягушки в блендере.
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Слепой может произнести и знать слова «белый мрамор», «черный уголь», но не может выбрать их по цвету, поэтому слепой не знает, что такое белый мрамор и черный уголь, и не потому, что не знает названия этих вещей, а потому, что он не может указать и отличить эти предметы.
Что белое черное и красное разом
В Древней Руси черный цвет также считался цветом смерти и царства мертвых. У язычников был обычай приносить в жертву какое-нибудь черное животное, дабы умилостивить богов нижнего мира.
Белый цвет считался символом чистоты, непорочности и святости. В этом смысле данный эпитет всегда окрашен эмоционально – положительно. Это означало солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть, зима, светлое время суток, время труда и благих дел. Этот цвет — абсолютная свобода от любых препятствий, свобода ваших возможностей, разрешение проблем, новое начало.
В русских сказках и былинах эпитет красный чаще всего закреплен за существительным «солнце» и «девица». Определение девушек прилагательным «красные» (красивые) воспринимается и как существительное «красавицы». Этот же эпитет может рассматриваться и в контексте значения «румяный», соответствующего сочетанию «кровь с молоком». Соединение в одном образе «красного» (кровь) и «белого (молоко) типично для определения не только природной красоты, но и жизненной силы, жизнеспособности. Красный цвет это кровь — символ жизни, но одновременно и символ смерти.
Для русской картины мира цветовая символика базируется на природных явлениях и идет от язычества (истоки) к христианству. Со временем значения тех или иных цветов (либо их сочетаний) изменяется, но основой своей, сущностью, они все же восходят к древности.
Красный цвет — символический цвет мученических страданий христиан. На языке символов — цвет Божественной любви и человеческой крови. Эта концепция любви восходит к огню, несущему тепло.
Христианская церковь приняла римский символизм белого цвета как цвет чистоты, жертвы и добродетели. Белый — это также небесное сияние (Божий свет, свет веры), символ радости и праздника. Символом Духа Святого стал белый голубь, а Девы Марии – белоснежная лилия.
Черный не утратил своих отрицательных смыслов — это цвет дьявола, уродства, а потому и греха его искупления Иисусом Христом. Кроме того, именно в христианстве черный цвет стал ассоциироваться со смертью и стал символом траура. Символизирует он и так называемую «ритуальную смерть» как отказ от жизненных (мирских) радостей. В этом значении черный стал цветом монашества и повседневной одежды белого духовенства.
Черный цвет политически трактовался в XIX—XX веках различно. В Западной Европе со времен Лионского восстания ткачей в 1831 году он символизировал рабочее движение, в основном во Франции, Италии и Испании, и в этом качестве как символ бунтарства был усвоен анархистами всех стран (21 ноября 1991 г. Конфедерация анархо-синдикалистов в Москве провела день 160-летия «Черного знамени»). В России в 1879 году его признали своим народовольцы («Черный передел»). Этот цвет приобретает смысл революционного фанатизма (готовность идти до конца), и ужаса перед репрессиями государственной власти.
Черный с красным — цвета «красного террора» и политических репрессий в новейшей истории России. Как и в древнем мире, это цветовое сочетание оказалось трагическим символом.
В XIX веке красный цвет вообще становится устрашающим. Во Франции продолжаются потрясения: Парижская коммуна, реставрация Бурбонов, империя Бонапарта… Красный приобретает значение духа смерти, упоения кровавой борьбой, нечеловеческого напряжения.
В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белым цветом отмечены смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость.
Для пионеров архитектуры XX века и посткубистической живописи (супрематизм, неопластицизм) белый цвет стен или фонов картин отождествлялся с бесконечно-мерным свободным пространством. Живопись этой эпохи мифологизирует белый цвет, пожалуй, как никакой другой. Супрематисты видят в белом пространстве символ неэвклидова n-мерного пространства, которое в свою очередь, погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике. В прозе и поэзии появляется образ белого коня или белого всадника как апокалипсический символ, предвещающий конец мира, смерть, катастрофу.
XX век
Так, писатель А. Бугаев избирает для себя псевдоним Белый. Белое доминирует в названиях стихов и стихотворных циклов А. Ахматовой — «Белая стая», «Белое стихотворение», «Белые ночи» и пр. Много белого у Цветаевой и Пастернака. Невозможно упомянуть все бесчисленные названия произведений русской литературы XX в., в которых фигурирует белый цвет: «Белая гвардия» Булгакова, «Белый пароход» Айтматова, в массовой культуре — популярный фильм 70-х гг. «Белое солнце пустыни» и пр.
Распространенность белого цвета в русской литературе XX в. может быть трактована как знак коренного поворота, сдвига в развития всей культуры в целом.
Определения «белые» и «красные» были заимствованы российским обществом из работ К. Маркса и Ф. Энгельса, из их анализа Великой французской революции.
Белый цвет являлся символом Бурбонов — правящей фамилии, на чьем гербе была изображена белая лилия. Французские контрреволюционеры, сторонники монархии, подняли этот цвет на свои знамена. Для просвещенных кругов Европы он надолго стал символом реакции, выступления против прогресса, против демократизма и республики.
Понятие «красный» также было позаимствовано у французских революционеров. Принято считать, что красное знамя — это знамя Парижской коммуны (1871). Парижане, в свою очередь, еще во времена Великой французской революции (1789) позаимствовали революционный символ у восставших рабов Спартака, чьим вымпелом, поднятым на древко копья, был красный фригийский колпак, длинная шапка с загнутым верхом, символ свободного человека.
Огненно-красный цвет применялся для выражения наиболее глубоких и ярких эмоций в древнерусских иконах.
В славянской мифологии конь считался советчиком и спасителем человека, провидцем. Это был и «конь-судьба», каждый шаг которого многое символизировал. Еще с пушкинского «Медного всадника» конь стал символом России и ее неудержимой устремленности в будущее.
Именно следуя этим традициям, Кузьма Петров-Водкин и создал картину «Купание красного коня». И если в иконописи красный символизирует высшие философско-религиозные ценности, то у Петрова-Водкина красный конь трактуется в значении Судьбы России, которую не в силах удержать юный всадник.
Резкий семантический сдвиг происходит в живописи Малевича , где белое выступает как чистый концепт, свободный от традиционных коннотаций. Колоризм Малевича также опирается на основные архаические цвета: черный, красный и белый. Однако ни цвет, ни форма (крест, круг и пр.) не несут в супрематизме символической нагрузки. Однако если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура — именно она сделала композицию объемной.
Символистское белое как новое и белое как смерть трансформируется в авангардной поэтике в белое как нулевой знак и белое как сакральное. Таким образом, повышение частотности белого, его смысловая нагрузка святостъ = смерть = новизна — все это может быть прочитано как цветовой код апокалиптической проекции в русской культуре первой половины XX в. Иными словами, ожидание нового и страшного в России первой трети XX в. окрашено в белый цвет.
Это учебное пособие, своего рода азбука нового искусства для новых людей. Книга предназначалась не для одних лишь учеников-художников, а для юного поколения всей Земли. На «азбучный» замысел указывает тот малозаметный факт, что в тексте использовано 30 букв обновленного русского алфавита . Скорее, «сказ» можно рассмотреть как своего рода детское переложение идей космизма Малевича, своего рода «перевод», необходимый по причине крайне трудного восприятия его текстов.
Ее содержание — зарождение нового мира и борьба со старым . Черный квадрат олицетворяет пластическую систему Малевича, красный — Лисицкого. Между учителем и учеником также происходила теоретическая борьба, она выражена в иллюстрациях — в конфликте между Черным и Красным квадратами. Книга заканчивается утверждением Красного квадрата — пришельцем из космоса, который устанавливает в мире косной и неорганизованной материи гармонию простых и размеренных соотношений.
Из романа «Меня зовут красный», 1998
Акционизм (action art — искусство действия) — современная форма искусства, набравшая популярность в 60-х годах XX века. В России подобные процессы протестного искусства совершались московскими акционистами в 1990-х. Только с начала 2000-х акционизм в России получает новые качественные очертания: меньше стихийных проявлений, больше продуманных действий.
В существующих реалиях российское общество относится с явным пренебрежением и опаской к акционизму. Художников этого вида искусства клеймят сумасшедшими и извращенцами, юродивыми и преступниками. Но они продолжают из года в год надавливать на болевые точки общества и государства.
Один из ярких представителей Московского акционизма. Наиболее известной работой Тер-Оганьяна является акция «Юный безбожник», в ходе которой деятель современного искусства рубил репродукции православных икон.
В сентябре 2010 г. его работы из серии печатных работ «Радикальный абстракционизм» (2004 г. ) были исключены из программы, готовящейся в рамках Года России во Франции выставки «Русский контрапункт»/«Le contrepoint Russe» в Лувре. Со слов представителя ГЦСИ работы Тер-Оганьяна решили не отправлять за рубеж, так как они «содержат призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды».
Художник, участник множества автономных художественных инициатив в Москве.
С 1997 года принимала участие в художественных проектах «Школа современного искусства», «Баррикада на Большой Никитской», ранних акциях группы «Радек». В 2010 награждена специальным призом Stella Art Foundation в рамках ежегодной всероссийской премии «Инновация». Одна из самых известных, благодаря своему панковскому имиджу, художниц на Западе.
Автор самого долгоиграющего проекта в современном русском искусстве. Уже 10 лет «Новое Правительство», художественная антиутопия на тему власти, обрастает новыми персонажами и псевдоидеологическими манифестациями. Гоша Острецов создал мир, которым управляют безличные персонажи в масках, они есть власть и закон.
Поглощая своим полем всю сферу человеческих отношений, власть концентрируется внутри человека, как беспощадный спусковой механизм. Впрочем, проект «Новое Правительство» не исчерпывается социально-политической темой. У внимательного зрителя возникает не только вопрос «кто нами управляет?», но и «что нами движет?», какие низменные или возвышенные силы определяют нас в структуру власти и подчинения.
Из серии «Зимний бунт в фотофактах»
Бумага, маркер. 2011–2012
Серия выстраивалась по принципу «массы и вожди». И Путин с Медведевым, и лидеры оппозиции, и рядовые участники митингов изображены одинаково отчужденно, видно, что все они всего лишь марионетки в большом спектакле.
куратор: Дарья Иринчеева
ВЫСТАВКА «ВЫПЬЕМ ЗА РЕВОЛЮЦИЮ»
галерея Family Business, Нью-Йорк, 2012
Творческая группа, состоящая из поэтов, художников и философов, занимающаяся поиском новых форм репрезентации поэтического высказывания такими способами, как уличные акции прямого действия, видеопоэзия, интервенции в закрытие помещения, трансформации городской среды.
Объединение ставит своей целью утверждение нового понимания поэзии, которое, по их мнению, реализуемо только в актах коллективного артистического действия.
Одна из немногих художников, разрабатывающих жанр графического репортажа, существовавшего в дореволюционной и советской России (блокадные, концлагерные, военные альбомы, зарисовки из зала суда), но редкого в наши дни.
Для художницы важна идея гражданской помощи, однако она является сторонником точечной поддержки конкретных людей. Автор лекций и статей о репортажной и социальной графике, Ломаско сотрудничает со СМИ и правозащитными организациями в качестве художника-активиста, преподает рисунок подросткам в колониях для несовершеннолетних, курирует проекты, связанные с продвижением социальной графики.
Вечная тема огня, красного, белого, черного
Первый спектакль Кирилл поставил на школьной сцене. Постановку посвятил Энгельсу, а сама она была о ткачихе-инвалиде, девушке без обеих рук. Позднее молодой режиссер освоил текст пьесы Евгения Шварца «Тень». В 2002 году последовал выпуск криминального детектива «Дневник убийцы» о странной находке – дневнике приговоренного к смерти революционера, который загадочным образом влияет на события настоящего времени. В 2006 году он подарил поклонникам картину «Изображая жертву». Главный герой Валя после окончания вуза устраивается в милицию на должность человека, изображающего жертв преступлений во время следственных экспериментов. Но в конце повествования Валя сам становится преступником.
В своем творчестве он делится наблюдением о страшных самопожертвованиях противников политических режимов. Самосожжения против диктатуры и насилия приходятся на времена холодной войны, заморозков в общественных отношениях. Эта складчатость, соединяющая лед и пламень, стала принципом организации действа «Барокко».
Акция «Угроза. Горящие двери Лубянки», 2015
Фото: Tsukanov Family Foundation
Резкое ухудшение качества жизни и череда бредовых инициатив правительства привели к колоссальной востребованности социалистических лозунгов и творческих инициатив. Человек из толпы требует быть услышанным, но его голос теперь — это не только художники, а еще и бренды.
Протестная культура проникла во все уголки общественного сознания, захватила тренд и прет как локомотив, везя на себе не только оппозиционность, но и коммерцию. Быть «против» стало не только модным, но и прибыльным. Хайп создается на резонансе, ущемление свободы слова приводит все к новым и новым виткам развития коммуникаций между творцом и публикой, а статус «нелегальности» придает оттенок правильности происходящего.
Традиционные противопоставления, которые белый цвет образует с черным и красным , отсылают к основным моделирующим пространственно-временной космос человека диадам: жизнь/смерть, свет/ тьма, добро/зло, чистота/нечистота, небо/земля, женское/мужское и пр., где за белым закреплено преимущественное значение жизни, света, добра, чистоты, неба, женского начала, за черным же — все противоположное, за красным — сам человек, его кровь.
Огонь , как древнейший из символов, также находит свое отражение в тройственности этих цветов, вбирая все их ключевые характеристики и интерпретации. Словно сказочная жар-птица современный бунтарь знаменует собой и своим действом сжигание неугодного прошлого и возрождение нового будущего, где человек больше не «тварь дрожащая и право имеет».
Пламя в сердце стремится вырваться наружу и охватить все вокруг. Именно так и зарождается настоящая революция, где все рациональное затмевает боль, где стираются границы добра и зла, белого и черного, и лишь красная кровь пульсирует в венах и не дает сидеть сложа руки. Когда тебя душат — ты сопротивляешься, борешься за свой свет. Страх хоть и парализует, но древние инстинкты дают силы на отпор.
«Большой брат» уже не кажется таким большим, когда ты вырастаешь и понимаешь свою силу. Тренды глобализма, космополитизма, равенства всех людей, личностного развития пока остаются неподвластны силовикам и в этом и есть сила и кровь народа. Каждый из нас пока еще способен думать, анализировать, путешествовать, расширять свой кругозор, принимать опыт других стран и в этом и есть наше спасение. Интернет подарил нам истинную свободу и братство и стал мощным инструментов против узурпаторов и империалистов, какого еще никогда у человечества не было.