Как улучшить качество vhs
Перейти к содержимому

Как улучшить качество vhs

  • автор:

Reviving Your VHS Tapes With Video Transfers

Richard Trott

Households all over the world, probably have a few VHS tapes stashed in their closets. Whether you proudly have them on display, don’t know what to do with them, chances are there is a reason you are holding on to them. A few decades ago, VHS was one of the top ways of filming. It was accessible, affordable, and almost every family had a handheld camera.

Since the digital age, we’ve put the VHS tapes on the shelf. Sadly, many of these ‘relics’ hold priceless family memories. For those in their 30’s and 40’s now, most of your childhood memories are documented on VHS. Wouldn’t it be great if you could watch these with ease, without worry they will become damaged, or destroyed by a faulty VCR? Video transfer services are the best solution to converting tape to digital. Epic Media Video Transfers, for instance, is a top-rated service, that does all their transfers in-house, with a variety of options to choose from.

By reviving your VHS tapes, there are a few perks; you might not have considered. Would you like to be able to share your memories with ease to future generations? It’s likely that VCRs are going to become harder to find, or worse unreliable. Instead, when you have these copies digitally formatted, you can back up copies on other devices like external hard drives. If you choose to have DVDs made from the VHS version, the possibilities are endless as to where you can play them. From laptops to Xbox, DVD players are installed on several types of devices.

Short of being able to play your captured memories for years to come, with ease, there is another excellent reason to choose video transfers. Consider the quality of most VHS tapes. Over time they develop kinks which can distort the quality. Preserving and reviving VHS tapes to digital, no matter if they are 8mm, super 8mm and 16mm can make these priceless films viewable for years to come. You can share memories of your grandparents, perhaps that is no longer living, or show-off what you looked liked as a child.

Instead of throwing away your oldie but goodie VHS tapes, consider having them video transferred to DVD or another digital format. Not only will you be able to share with family and friends, but you can also ensure they stick around for many more years to come. The other upside is once they are video transferred, you can declutter your home of tapes, saving you space, but still keeping the memories alive.

«Видеосъемка и монтаж — 1000 профессиональных секретов»

Интересная информация по всем вопросам видеопроизводства.

Как оцифровать VHS кассету? Часть вторая.

Сегодня мы продолжим наш разговор о том, как оцифровать VHS кассеты и перевести Ваш архив в цифру. И сразу очередной вопрос от одного из моих читателей: «…Можно ли при помощи программ Adobe Premiere или Pinnacle Studio» восстановить старые VHS кассеты. ».

При помощи указанных программ, восстановить видеокассеты Вам не удастся. Это всего лишь видеоредакторы, которые работают с тем материалом, который Вы загрузили на жесткий диск Вашего компьютера. Устранить выпадения или дефекты при помощи этих программ Вы не сможете. Все что Вы сможете сделать, это улучшить цветовую гамму, в случае надобности увеличить резкость, отрегулировать контрастность. Но это скорее относится к косметическому улучшению вида картинки, чем к восстановлению.

Теперь вернемся к тому моменту, которым мы закончили первую часть статьи. Подключаем видеомагнитофон, вставляем кассету, запускаем программу захвата, нажимаем PLAY и начинаем захват.

Примечание. Если Вы переводите длинную, не меньше 2 часов, кассету с VHS на DVD, и не пользуетесь стадией DV и при этом хотите максимального качества конверсии, то лучше задать программе вдвое меньшее разрешение (битрейт), чем по стандарту DVD. Например, не 720×576, а 335х576 (PAL/SECAM). Эта невинная хитрость обеспечивает очень неплохой результат. По крайней мере, стоит попробовать.

Двигаемся дальше. Очередной вопрос от читателя: «…Можно ли улучшить качество VHS изображения в домашних условиях? И если да, то как это сделать. ».

Ну что ж? Давайте попробуем улучшить качество захваченного нами изображения с кассеты VHS. Сначала выберем программу, в которой будем делать основную работу по улучшению качества. Из всего многообразия программ, я остановил свой выбор на бесплатной программе Virtual Dub. Фильтры, используемые в нем аналогичны фильтрам в других программах. Существует большое количество фильтров, которые подходят для наших целей, но мы будем рассматривать только те, благодаря которым мы достигнем наибольшего эффекта.

Устанавливаем программу Virtual Dub ( если она у Вас еще не установлена) и открываем в ней захваченный видеофайл. Кстати, захват видеоматериала можно сделать и в самой программе, поэтому, если Вы собираетесь заниматься только оцифровкой своего старого видеоархива, то никакие другие редакторы могут и не понадобиться.

Приступаем к редактированию. Первым ставим фильтр Deinterlace. Это несколько уменьшит резкость (что дело поправимое), но одновременно и уменьшит практически вдвое интенсивность этих помех. Опцию деинтерлейсинга выбираем самую первую из списка (best quality). В Virtual Dub это действительно лучший метод, практически все «сторонние» фильтры, включая “smart…” делают это хуже.

Итак, применяем в программа VirtualDub фильтр Deinterlace. Данный фильтр использует и обходной способ: при помощи встроенного фильтра Deinterlace в режиме Unfold кадр «разворачивается»: поля размещаются рядом, слева — верхнее, справа — нижнее. При этом сохраняется исходная частота кадров (25 к/сек), разрешение по вертикали уменьшается вдвое, а разрешение по горизонтали — вдвое увеличивается. Каждое из полей выглядит как обычный прогрессивный кадр: не содержит чересстрочной «гребёнки» — с той только разницей, что изображение сплюснуто по вертикали. В таком виде видео можно обрабатывать теми фильтрами, которые не умеют работать с чересстрочным видео. «Свернуть» кадры видеозаписи в нормальные чересстрочные кадры можно при помощи встроенного фильтра Deinterlace в режиме Fold.

Вторым пунктом выбираем null transform. Даже если фильм оцифрован в требуемый размер, реально при записи с кассет снизу (иногда и сверху) несколько строк «мелькают», а справа и слева часто появляется полоски с искаженными цветами. Если фильм широкоэкранный, то сверху и снизу широкие черные полосы (на кодирование которых пойдут драгоценные байты) – поэтому все это нужно отрезать. Сначала – устанавливаете этот фильтр, потом кнопочкой cropping открываете окно обрезки, отрезаете все лишнее.
На этом этапе требуемая компрессором кратность 16 у размеров по горизонтали и вертикали не требуется! Какие размеры получатся – такие и хорошо.

Теперь займемся косметическим улучшением картинки. Старая видеозапись как правило имеет кучу мелких дефектов связанных с зернистостью изображения. Соседние строки кадра имеют различную яркость и цветовую насыщенность. При просмотре это не сильно заметно, но если сделать стоп-кадре, то «зерно» будет явно различимым. Кстати, все лишне на изображение, в том числе и «зерно» существенно увеличивает объем данных при рендеринге. Поэтому зерно крайне желательно убрать. Для этого рекомендуется использовать великолепный фильтр под названием smart smoother HiQuality Клауса Поста (Klaus Post). Это – дополнительный фильтр, его нужно скачать и установить отдельно!

Для этого фильтра устанавливаем следующие параметры:
Выбрать опцию Weighted average для достаточно «ровных» фильмов или Average pixels – если исходный видеоматериал был сильно испорчен.
ПараметрDiametr выбрать 5 (7 – для совсем зернистых фильмов).
Далее:Threshold – 50.
Maintain Diffweigth – 25 (последние два параметра не активны, если выбрана опиция Average Pixels).
Установить опцию Weighted with difference (это будет «выравнивать» только близкие по насыщенности участки и не затронет границы объектов в кадре). Если при видеозахвате, видеомагнитофон воспроизводил видеоматериал с хорошо заметными выдал сине-зелено-розовыми полосами, то дополнительно отметьте опцию Check grayscale. В принципе, последняя опция всегда полезна при обработке VHS-фильмов, поскольку смежные строки в кадре все равно несколько отличаются по цветам.

Теперь добавляем фильтр VHS. Как видно из названия, фильтр предназначен для обработки видео с VHS–кассет. Сам фильтр, представляет из себя набор из трех групп настроек:
Группа 1: Stabilize и Chroma shifting — это фильтры для устранения цветового шума.
Группа 2: Noise reduction — фильтр для устранения динамического шума. Опции Pre–filter, Post–filter включают этот фильтр до и после цветового шумоподавителя. Threshold — порог изменения яркости точки (или точек в радиусе Radius) между разными кадрами. То есть этот фильтр — пространственно–временной.
Группа 3: Sharpen — фильтр для увеличения резкости. Effect — эффективность фильтра. 8–directed filter — некий медленный алгоритм увеличения резкости.
В общем–то, зачастую вполне хватает и одного этого фильтра вместо набора соответствующих фильтров. Главное, не слишком увлечься игрой с настройками, иначе фильм может превратиться в мультик.

Теперь, когда имеется фильм с нужным размером и более-менее приемлемым качеством картинки, нужно качество картинки поставить в соответствие размеру. Предыдущие манипуляции, помогли нам убрать резко портящий впечатление «шум», но заодно понизили и резкость. Исправить это можно в два этапа.

Этап первый – используем фильтр msharpen от Дональда Крафта (это дополнительный фильтр, который нужно ставить отдельно от программы Virtual Dub).
Вообще-то этот фильтр разработан для редактирования мультипликационных фильмов и предназначен для того, чтобы контуры объектов были более резкими. Но в нашем случае этот фильтр попросту восстановит резкость границ объектов, размытых предыдущими фильтрами. Приемлемыми параметрами будут такие:

Strength – порядка 100,
Threshold – 17-22. ( результаты можно отдельно поглядеть при настройке фильтра, только не забудьте отключить просмотр перед запуском, иначе только эти границы и получатся резкими в результате).

Этап второй – используем фильтр xSharpen того же Дональда Крафта (Strength нужно устанавливать от 32 до 64, посмотрите в preview, чтоб не переборщить). Данный окончательно «отшлифует» фильм.

Если кассета, которую Вы оцифровываете, достаточно старая, то искажение цвета просто неизбежно. Проводить коррекцию цвета имеет смысл сразу же после полгонки размера видеокадра фильма до повышающих резкость фильтров. Для этого стоит воспользоваться, опять-таки, дополнительными фильтрами: hue/saturation/intensity и red/green/blue adjustment от того же Дональда Крафта.

Напоминаю, что для любой цветокоррекции нужно иметь хорошо откалиброванный монитор. Выравнивать цвета и их насыщенность целесообразно по двум объектам – человеческим лицам и чисто белым объектам.

Далее, еще раз применяем Deinterlace. Если до этого ставили режим Unfold, то возвращаем кадр в нормальное состояние, устанавливаем фильтр Deinterlace в режиме Fold.

После выравнивания картинки нужно установить желаемый размер фильма фильтром resize.
В качестве базы рекомендуется использовать размер по горизонтали 640 – для отличного качества фильмов (520 – для средненького), а размер по вертикали выбирать исходя из пропорциональности лиц или других легкоузнаваемых объектов в кадре. При масштабировании рекомендуется использовать опцию presize bicubic (можно просто bicubic, если качество фильма меньше «пятерки»).

В принципе все. Далее, полученный нами материал отправляем на вывод. Ну а в следующий раз мы поговорим о том, какие еще фильтры Virtual Dub могут помочь нам улучшить качество видеоматериала, захваченного с VHS кассеты.

С уважением. Алексей Днепров.

Хотите получить еще больше бесплатной информации? Подпишитесь прямо сейчас на рассылку «Видеосъемка и монтаж — 1000 профессиональных секретов»:

Как улучшить качество vhs

Итак, после ряда экспериментов и штудирования Интернета, я определился с методикой оцифровки своих видеокассет. Опишу её здесь. Может, кому-нибудь ещё пригодится. Не знаю, будет ли кто читать всю эту муть, но мне бы хотелось. Я старался :-)))

Цепь оцифровки складывается из нескольких звеньев (этапов), которые я здесь опишу.

Звено 1. Видеомагнитофон

Итак, самым важным звеном в цепи оцифровки видеокассет является видеомагнитофон. От того, насколько качественно он сможет читать аналоговую запись, в большей степени будет зависеть конечный результат оцифровки. Видеомагнитофон вносит в качество оцифровки основной вклад. Всё остальное — вторично.

У меня в кладовке скопилось 5 видаков. Два моих (нижние), и ещё три мне относительно недавно отдали:

Моя четырёхголовочная Sony SLV-436EE и двухголовочный Panasonic NV-SD3 оказались сломаны. У Соньки размякли и растянулись пассики и заглючила электроника, а у Панасоника тоже с электроникой что-то (а пассик там зубчатый, вроде ещё держится). Я честно старался реанимировать свою четырёхголовую Соньку, как потенциально могущую дать наиболее качественную картинку. Даже вспомнил технологии 80-х годов оперативного ремонта магнитофонов, и распотрошил на временные пассики дежурную пачку презервативов, чтобы понять, работает ли вообще кинематика, или же нет. После запуска Соньки, кинематика вроде проглотила тестовую кассету, но при попытках её воспроизвести, благополучно отключалась. Электроника тоже барахлила, приходилось полностью вытаскивать видак из сети, а затем через несколько секунд снова его включать, чтобы он начинал хотя бы пытаться слушаться команд. В общем, ни Соньку, ни Панасоник реанимировать так и не удалось.

Следующим (третьим) на фото снизу вверх идёт старинный но очень крутой на вид Bondstec BT-350. К сожалению, и у него та же самая проблема с пассиками, что и у Соньки. А ещё, кажется, что-то с кнопками включения и выброса кассеты. В общем, тоже не жилец.

А вот самые дешёвые на вид Sharp VC-MA33 и Samsung SVR-243 оказались исправны. Возможно, в них вообще отсутствуют пассики, как таковые. По крайней мере, я их не увидел, пока пылесосил внутренности этих аппаратов. Сравнительный анализ воспроизводимого видео с этих двух магнитофонов выявил существенную разницу в его качестве. У Самсунга картинка оказалась какая-то мыльная (даже после протирки головок спиртом), тогда как обшарпанный Шарп, оправдывая наименование своего бренда (Sharp — резкий, отчётливый), дал вполне себе чёткую картинку, насколько это было возможно, учитывая любительскую запись возрастом 22 года.

Таким образом, с первым звеном я определился. Им стал Sharp VC-MA33.

Звено 2. DVD-рекордер

Второе звено — аппарат, производящий оцифровку, то есть, содержащий АЦП (аналого-цифровой преобразователь). От мощности этого АЦП зависит качество оцифровки. АЦП даёт второй по значимости вклад в качество видео (после видеомагнитофона). У меня было опять же два варианта — использовать старый ТВ-тюнер AVerTV Studio 307, плата которого вставляется в PCI-разъём внутрь компьютера, или применить навороченный DVD-рекордер Panasonic DMR-EH67EE-K.

Я попробовал оцифровать и тюнером, и рекордером, и на моё удивление оказалось, что АЦП рекордера справляется с этой задачей куда лучше, несмотря на все мои попытки настроить должным образом ТВ-тюнер. Разбору этого удивительного феномена я даже посвятил свой предыдущий пост.

Таким образом, со вторым звеном оцифровки я также определился. Им стал DVD-рекордер Panasonic DMR-EH67EE-K:

Звено 3. Настройка формата записи оцифрованного материала рекордером

Мой DVD-рекордер DMR-EH67EE-K может вести запись и на собственный жёсткий диск, и на DVD-RW. К сожалению, прямое копирование на внешний жёсткий диск у этого аппарата не предусмотрено, поэтому остаётся писать только на DVD-RW, и переносить оцифрованное видео на компьютер через них.

Рекордер может писать диски с разным битрейтом (с разной степенью сжатия оцифрованного материала). Это режимы EP ( Extra Long Play), LP (Long Play), SP (Standart Play) и XP ( Extra High Quality Play). Обычно DVD-диски пишут в режиме SP, когда на один диск ёмкостью 4,7 ГБ помещается 120 минут записи. При этом средний битрейт видеоканала находится в районе 4,2 Мбит/с с пиками до 9 Мбит/с.

Но у меня сильно зашумлённое любительское видео, а шумы, как известно, очень хорошо сжирают битрейт. Если такому видео сильно урезать битрейт, то его качество упадёт в большей степени, чем это бы произошло у качественного видео. Поэтому я решил дать шумам (а значит, и полезному сигналу) простор, и кодировать его в режиме XP со средним битрейтом около 8,7 Мбит/с с пиками до 9 Мбит/с (как я понял, 9 Мбит/с является пределом пропускной способности канала в DVD-рекордере). В этом режиме на один DVD-диск влезает 60 минут записи. Вполне достаточная порция для обработки в программе видеомонтажа, пока будет писаться следующий диск.

Помимо видеоканала в рекордере можно настроить и формат сохранения аудиоканала. Тут выбор невелик. Или сжатие в формате AC-3 (Dolby digital), или несжатое аудио LPCM (Linear pulse-code modulation). Поскольку качество звука в любительских видеозаписях неактуально, писать в LPCM я особого смысла не вижу. AC-3 с прекрасным качеством закодирует любой звук. Кроме того, несжатое аудио отъест у видео немного больше битрейта. Так, вместо среднего битрейта 8,7 Мбит/с у нас останется 7,3 Мбит/с, а пиковый битрейт вместо 9 Мбит/с будет 8 Мбит/с. Смысла кодировать аудио в ущерб видео я не вижу.

Но тут есть один нюанс. Дело в том, что программа видеомонтажа Adobe Premiere Pro, начиная с последних версий, уже не осуществляет работу с форматом AC-3, а перекладывает эту функцию на плечи операционной системы. Но поддержка AC-3 операционной системой Windows начинается только с восьмой версии. Поэтому в Windows 7 программа видеомонтажа Adobe Premiere Pro будет безбожно ругаться на этот формат сжатия звука. А я как раз таки использую Windows 7, и апгрейдить систему, чтобы получить неудобный дизайн, рассчитанный на планшеты, не собираюсь.

Тут у нас два варианта. Либо всё-таки писать в LPCM (в принципе, вряд ли вы заметите разницу в качестве видео при битрейте 7,3 Мбит/с вместо 8,7 Мбит/с), либо какой-нибудь программой выдирать из готового файла аудиоканал, и импортировать его в Adobe Premiere Pro отдельно. Я выбрал второй вариант, поскольку это хоть и лишний шаг, но очень простой. О нём я расскажу при описании следующего звена.

Звено 4. Выдирание материала с DVD-диска в файл

DVD-диск представляет собой обычную дискету, только очень большой ёмкости, а именно, вся информация там хранится в обычной файловой системе. Поскольку DVD-стандарт подразумевает наличие на диске меню и прочей фигни, помимо видеофайлов там будет куча файлов других форматов, не имеющих прямого отношения к нашему оцифрованному видеоматериалу. Всё наше видео со звуком упаковано в файлах с расширением VOB. Этих файлов будет несколько, потому что максимальный размер такого файла по стандарту не может превышать 1 ГБ. Вот они там и лежат несколько штук по 1 ГБ, а последний — меньше, там оставшийся хвостик 🙂

Основные программы видеомонтажа Adobe Premiere Pro и Vegas читают файлы VOB, но не всегда корректно. Кроме того, неудобно работать с несколькими кусками, хорошо бы их перед импортом объединить в один файл, чтобы не засорять таймлайн программы монтажа разными «объединениями», ибо в настоящий единый кусок их в них склеить нельзя. Vegas может импортировать DVD-диск целиком, но почему-то опять же бъёт его на несколько ещё более мелких кусков, даже не равных VOB-файлам. Причём это даже не эпизоды, а фиг знает что. В общем, ни Adobe Premiere Pro, ни Vegas нормально со своей задачей по импорту материала с DVD-диска у меня не справились.

Можно было бы объединить материал одной из многочисленных утилит-рипперов с сохранением объединённого куска в любой формат, но тут есть важный нюанс. Объединять в один файл желательно без пережимания материала, чтобы не потерять качество на лишнем пережатии. Из всех перебранных мною программ, импорт с DVD-диска и объединение (вроде бы без пережатия) могут две достаточно известные программы. Это программы видеомонтажа Pinnacle Studio и Nero Video. Не знаю уж, совсем ли они обходятся без пережатия, но, по крайней мере, результат Pinnacle Studio по объёму равен сумме всех VOB-ов, а Nero Video может сохранять результат в формат avi вообще без сжатия.

Для любителей халявного софта замечу, что взломанный Nero Video, лежащий на торрентах, через несколько минут работы начинает доставать окном с сообщением о том, что код модифицирован, а после закрытия уже не запускается. А вот Pinnacle Studio в этом плане более сговорчива. Но и тут есть подводный камень. Версия 21 у меня очень долго и некорректно делала импорт. Хулиганила, стучала головками DVD-привода. Причём она начинала что-то читать с DVD-диска сразу после запуска, без всякой команды, не дожидаясь импорта, и, видимо, эти две задачи мешали друг другу, отсюда и возня головками. В общем, я рекомендую использовать для импорта с DVD версию 15. Она прекрасно с этим справляется.

VOB-файлы на DVD-диске — это контейнеры, в которых хранятся видео и звук. При этом видео хранится в формате Mpeg-2, а звук в AC-3. После импорта с помощью Pinnacle Studio из нескольких VOB получается один файл .mpg, который уже прекрасно читается всем, чем только можно. Все параметры видео и аудио совпадают с параметрами VOB-файлов. Даже, как я уже говорил выше, совпадает суммарный размер. Поэтому, если и было какое-то пережатие, то оно было максимально щадящее.

Итак, видеофайл у нас есть, но со звуком AC-3, который, как я уже упоминал, не прочтётся в последней версии Adobe Premiere Pro CC 12 под Windows 7. Поэтому в той-же Pinnacle Studio я бросаю импортированный видеофайл на таймлайн и вывожу отдельно аудиофайл в формате MP3 с пользовательскими настройками 48 кГц, стерео, 320 кбит/с, то есть, с максимально возможными параметрами. В Adobe Premiere Pro я просто импортирую оба файла, кидаю их на таймлайн друг под друга и связываю. Всё.

Звено 5. Выбор программы видеомонтажа

Выше я уже частично осветил вопрос о выборе программы для видеомонтажа. Я выбрал Adobe Premiere Pro. Но можно использовать и простые программы, например, тот же самый Pinnacle Studio. Вероятно, для оцифровки домашних видеокассет больше и не надо. Если хочется попробовать свои силы на чём-то более серьёзном, можно поработать в Vegas. Ну и для тех, кто хочет вникнуть в ещё более продвинутый монтаж, используйте Adobe Premiere Pro.

Я не уверен, что качество монтажа будет увеличиваться с увеличением сложности программы. Но вот, говорят, скорость кодирования и качество итогового результата у Pinnacle Studio ниже, чем у Vegas и Adobe Premiere Pro. В общем, тут надо пробовать и тестировать. Что касается меня, я сделал ставку на максимальный авторитет — Adobe Premiere Pro.

Звено 6. Выбор настроек для вывода видео

В настоящее время наиболее популярным стандартом сжатия видео является стандарт H.264, называемый также MPEG-4 Part 10 или AVC (Advanced Video Coding). H.264 (Mpeg-4) по сравнению со стандартом Mpeg-2, использующимся в DVD, позволяет сохранять столь же высокое качество при заметно меньшем (до двух раз) битрейте (или объёме, кому как нравится). Контейнером для стандарта H.264 служит формат файла .mp4. Стандарт подразумевает также хранение в этом контейнере аудио в формате AAC (который эффективнее формата AC-3, использующегося в DVD и, тем более, MP3). Чтобы было понятно, ниже та же информация в упорядоченной форме:

  • Файл-контейнер: .mpg
    • Видео: MPEG-2
    • Аудио: AC-3 (Third generation Audio Coding)
    • Файл-контейнер: .mp4
      • Видео: H.264
      • Аудио: AAC (Advanced Audio Coding)

      Давайте рассмотрим настройки кодеков H.264 и AAC на примере окна экспорта программы Adobe Premiere Pro. Окно вызывается нажатием кнопок Ctrl+M. Вот настройки верхней части окна:

      • Подобрать параметры последовательности: настройка экспортирует видео в файл AVI с параметрами, присвоенными выводимой последовательности (таймлайну). Нам это не подходит, ведь мы решили кодировать в H.264. Поэтому оставляем галочку снятой.
      • Формат: Выбираем конечно же H.264.
      • Шаблон настроек: очень полезная функция, которая в общем случае освобождает нас от необходимости изучать все дальнейшие настройки. Поскольку наше видео мы скорее всего будем выкладывать на видеохостинг YouTube, выбираем шаблон YouTube 720p HD. Почему 720p? Потому что это ближайшее разрешение для нашего видео с интерполяцией вверх. Формат нашего видео 720х576. Причём, оно у нас имеет чрезстрочную (interlaced) телевизионную развёртку, которая на мониторах даёт т.н. «гребёнку», что плохо. В терминах шаблонов она бы называлась у нас 576i SD. Если мы выберем 480p (p — progressive), то потеряем часть качества за счёт уменьшения картинки, ведь вертикальный размер 480 меньше наших 576. Значит, растянем наше видео до 720 точек по вертикали. Заодно нашу чрезстрочную развёртку заменим на прогрессивную, и при просмотре на мониторах никакой «гребёнки» не будет.
      • Комментарии: они нас не интересуют, оставляем поле пустым, хотя сюда можно вписать какую-нибудь информацию, которая включится в свойства видеофайла.
      • Имя выходного файла: нажимаем на предложенное по умолчанию имя и в открывшемся окне указываем папку для вывода и желаемое имя файла.
      • Экспорт видео, экспорт аудио: отмечаем обе галочки, ведь мы будем выводить и изображение, и звук. Если мы монтируем немой фильм, например, оцифрованный с киноплёнки без звука, то галочку «Экспорт аудио» снимаем.
      • Сводка: полезная информация, позволяющая проконтролировать правильность всех настроек.
      • Ширина, высота: размеры нашего видео, оставляем как есть.
      • Частота кадров: по умолчанию установлено 25 кадров в секунду, поле затемнено. Чтобы появилась возможность его редактировать, снимаем галочку справа. А зачем нам редактировать частоту кадров? Дело в том, что наш изначальный оцифрованный формат (назовём его 576i SD) выдаёт последовательно 50 полукадров в секунду (частота 50 Гц незаметна для глаза, поэтому использована именно она. Кроме того, её проще получить аппаратно, отталкиваясь от частоты электрического тока в сети. В США, где частота тока 60 Гц используется частота 60 полукадров в секунду). Итак, сначала выдаются, например, чётные строки кадра, а затем нечётные. Этим достигается сокращение передаваемого объёма информации вдвое при сохранении частоты 50 смен экрана в секунду, принятой в аналоговом телевидении. Частоту ниже 50 Гц человеческий глаз начинает замечать, а вот отображение полукадров вместо полного кадра не замечает, они сливаются у наблюдателя в полный кадр, и картинка не мерцает. Но вот ЖК-мониторы компьютеров не рассчитаны на чрезстрочную развёртку, и такое чрезстрочное видео вызывает появление «гребёнки», выражающееся в горизонтальной рассинхронизации чётных и нечётных строк, особенно при быстрых движениях объектива. Поэтому наш шаблон переделывает чрезстрочную развёртку в прогрессивную, но вот сохраняет частоту кадров на уровне 25. Поэтому глаз будет замечать дрожание изображения на таком видео, особенно при поворотах объектива. Видео, снятые профессионально при больших выдержках объектива, смазывают картинку при поворотах, и дрожания незаметно. Но вот любительское видео, снятое на автомате — совсем другое дело. Поэтому для получения плавности нам нужно поднять частоту до 50 кадров в секунду. Но откуда взять несуществующие промежуточные кадры? За это отвечает настройка «Интерполяция времени» в самом низу окна настроек, которая будет описана ниже.
      • Порядок полей: оставляем прогрессивную развёртку, чтобы не было гребёнки. YouTube тоже рекомендует заливать к себе видео с прогрессивной, а не чрезстрочной развёрткой.
      • Пропорции: оставляем квадратные пиксели, YouTube просит себе именно такие.
      • ТВ-стандарт: оставляем PAL, какой у нас и был на кассетах.
      • Профиль: оставляем Высокий. Профили — это настройки кодирования, ориентированные на различные применения. «Базовый» профиль применяется в недорогих продуктах, требующих дополнительной устойчивости к потерям сигнала. Используется для видеоконференций и в мобильных продуктах. «Основной» профиль применяется для цифрового телевидения стандартной чёткости. «Высокий» профиль является основным для цифрового вещания высокой чёткости. Используется также для Blu-Ray видеодисков и DVB HDTV вещания. Профиль «Высокий 10» дополнительно поддерживает 10-битовую глубину кодирования изображения. Начальный формат видео у нас соответствует профилю «Основной», но выходной формат у нас будет соответствовать высокой чёткости (720p HD), значит, профиль «Высокий» нам подойдёт больше.
      • Уровень: оставляем 4.2. Уровень определяет для выбранного профиля набор ограничений (на разрешение и частоту кадров, а также на другие параметры), влияющих на производительность декодера. Список уровней, а также другую полезную информацию по стандарту H.264 можно посмотреть в Википедии.
      • Основные цвета Rec.2020: этот параметр становится активным только при выборе профиля «Высокий 10». Включает цветовой охват телевидения ультравысокой чёткости (UHDTV Level 1 с разрешением 4K — 3840×2160 или 2160p UHD, UHDTV Level 2 с разрешением8K — 7680×4320 или 4320p UHD и QUHDTV Level 1 с разрешением16K 15360x8640 или 8640p QUHD (Quad Ultra HD). А может быть, в будущем, чем чёрт не шутит, и QUHDTV Level 2 с разрешением32K 30720×17280 или 17280p QUHD. Использовать параметр не будем, куда уж нам, еле до 720p HD доскребли.
      • Расширенный динамический диапазон: этот параметр тоже становится активным только при выборе профиля «Высокий 10». Позволяет выводить видео HDR (High Dynamic Range). Тоже использовать не будем, ведь мы делаем видео для просмотра на обычных мониторах.
      • Рендеринг при максимальной глубине: кодирование видео в выходной формат идёт при максимальной разрядности. Позволяет увеличить качество рендеринга, но разница будет заметна, наверное, только при очень качественном исходном видео с большой детализацией. Поскольку у нас сплошное аналоговое месиво с помехами, галочку не ставим и сэкономим тем самым немного времени на рендеринге.
      • Кодирование: оставляем «VBR, 1 проход», если фильм большой, а ждать двух проходов лень. Если же время есть, выбираем «VBR, 2 прохода». В этом случае, распределение битрейта между статическими и динамическими сценами будет выполнено более качественно, что немного уменьшит размер файла. Если времени нету, а размер файла непринципиален, выбираем CBR и задираем битрейт до значения, которое мы выставили бы в качестве максимального для VBR. Теперь подробнее. Пункт «CBR» (Constant bitrate) — кодирование с постоянным битрейтом. Выполняется быстрее, но тратит одинаковое количество битрейта и на статические и на динамические сцены. В результате падает качество на динамических сценах, или растёт размер файла, если задрать его значение до максимального в VBR. Пункт «VBR, 1 проход» (Variable bitrate) — кодирование с переменным битрейтом в 1 проход. Кодек перераспределяет битрейт со статических сцен на динамические, используя его более эффективно. Пункт «VBR, 2 прохода» (Variable bitrate) — кодирование с переменным битрейтом в 2 прохода. Более тщательное перераспределение битрейта, в результате чего сокращается размер файла, но увеличивается время кодирования.
      • Целевой битрейт: битрейт, с которым будет закодировано видео в режиме CBR, или средний битрейт видео, закодированного с VBR. Относительно этого значения кодек будет поднимать битрейт на динамичных сценах и снижать его на статичных. Нужное значение битрейта можем приблизительно прикинуть. В моём случае, при оцифровке видео, сжатии его DVD-рекордером в Mpeg-2 в режиме XP, средний битрейт записи получился приблизительно 8,7 Мбит/с (а максимальный — около 9 Мбит/с). Кодек Mpeg-4 (H.264) кодирует видео в среднем в 2 раза эффективнее при сравнимом качестве, а значит, выводимому нами видео достаточно в два раза меньшего битрейта, то есть, около 4,35 Мбит/с. Но это при 50 полукадрах (или 25 кадрах) в секунду. У нас же будет 50 полных кадров в секунду, а значит, битрейт увеличится примерно в 1,5 раза (не в 2 из-за особенностей кодирования, ведь новые кадры будут более похожи на соседние, а кодек сохраняет не отдельные кадры, а их разницу). В результате у нас получается около 6,5 Мбит/с. Прибавляем ещё немного битрейта из-за увеличения картинки с 576 до 720 пикселей по вертикали. Площадь картинки (то есть, количество кодируемых пикселей) увеличилась в 1,6 раза, а значит, битрейт тоже увеличился, но только в 1,3-1,4 раза, поскольку тут тоже нелинейная зависимость. Итого получаем около 8,8 Мбит/с. Плюс расширение кадра до широкого формата, но там чёрные полосы, они хорошо сжимаются, не съедая битрейт, так что не считаем. Ещё нюанс. У нас видео с сильными шумами, а шумам нужна большая ёмкость, чтобы они не задавили полезный сигнал. С другой стороны, видео некачественное, и на нём мелкие детали замылены. Такое изображение жмётся лучше. Думаю, у нас одно компенсирует другое, и отсутствие мелких деталей компенсируется наличием шумов. Так какой же битрейт поставить в итоге? Шаблон 720p25 HD для YouTube предлагает нам аж 16 Мбит/с, тогда как обычный шаблон 720p25 высокого качества — всего лишь 10 Мбит/с. Почему значения шаблона YouTube так сильно выше, и к тому же различаются с рекомендациями самого YouTube, я не знаю. Всё равно же такое видео пережимается там до 4-5 Мбит/с. Думаю, даже с учётом 50 кадров в секунду, подсчитанные нами 9 Мбит/с нам будет вполне достаточно. Ведь мы имеем изначально ограниченный битрейт при оцифровке, и сильно раздувать его смысла нет.
      • Максимальный битрейт:(только для VBR) битрейт, до которого кодеку позволено его задирать на самых динамичных сценах. Шаблон для YouTube предлагает нам максимальный битрейт приравнять к целевому, то есть, дать кодеку возможность только опускать его на статических сценах, экономя объём файла. Шаблон же для такого-же видео, но не для YouTube, имеет установку целевого битрейта в 10 Мбит/с, а максимального битрейта 12 Мбит/с, то есть, на 2 Мбит/с больше целевого. Мне кажется, было бы разумным поступить аналогично и, оставив целевой битрейт на 9 Мбит/с максимальный поднять. тоже до 12 Мбит/с. Пусть даже самые динамичные сцены хорошо сохранятся.
      • Интервал между ключевыми кадрами: оставим 90 кадров, как стоит по умолчанию. Ключевые кадры кодируются полностью, а всё что между — это хорошо сжимаемая разностная информация. Уменьшение интервала, с одной стороны, приводит к повышению тщательности кодирования, но с другой стороны, отжирает битрейт.
      • Видео — VR: включение метаданных виртуальной реальности. Галочка открывает настройку выбора расположения стереоскопических кадров: моноскопическое, вертикальная стереопара или горизонтальная стереопара. Нам не нужно, галочку не ставим.
      • Формат аудио: Оставляем AAC. Под альтернативным форматом MPEG тут подразумеваются MP1 и MP2, которые максимально совместимы со всеми устройствами, но считаются устаревшими. Для чего они присутствуют в настройках относительно нового кодека h.264 мне непонятно.
      • Аудиокодек: оставляем AAC. Кодек AAC+ обеих предлагаемых версий предназначен для очень сильного сжатия в ущерб качеству, поэтому его выбирать не стоит.
      • Частота дискретизации: ставим максимальную 48 кГц, как в исходнике. Это частота, с которой АЦП делал промеры сигнала и записывал их в цифре.
      • Каналы: если у нас моно-звук, переключаем на моно.
      • Параметрическое стерео: Очень компактное кодирование стереосигнала, но в ущерб качеству. Рекомендуется при битрейтах ниже 40 Кбит/с. Галочка неактивна, и почему-то не становится активной при любых настройках битрейта. Но нам она и не нужна.
      • Качество звука: конечно, оставляем высокое. Зачем экономить на звуке, он много не отжирает.
      • Битрейт: в исходнике он у нас был 384 Кбит/с для стерео, формат AC-3 мог себе позволить вмещать такой битрейт. Но в AAC максимальный битрейт для стерео 320 Кбит/с. Какой из форматов эффективнее использует битрейт, я не знаю (предполагаю, что AAC, как более свежий, так что качество не упадёт), но нафига нам такой битрейт для звука любительского видео? Ставим максимум только потому, что звук много не отжирает, но можно поставить намного меньше, это же не музыка.
      • Приоритет: параметр позволяет указать кодеку, что нам важнее, битрейт или частота дискретизации звука. Если ставим битрейт, то ограничивается частота дискретизации, если она не вмещается в битрейт. Если ставим частоту дискретизации, то битрейт будет ограничен заданной частотой дискретизации. По умолчанию установка стоит на приоритете битрейта. Но мне кажется, установка приоритета частоты дискретизации при установленном максимальном битрейте может сэкономить битрейт без потери качества звука.
      • Наилучшее качество визуализации: установленная галочка позволяет более качественно масштабировать картинку с наших 576i до 720p. Но одновременно в разы увеличивается время кодирования. При нашем изначально невысоком качестве разница в качестве масштабирования практически незаметна. Может, это как-то проявляется на высококачественных видео с множеством мелких деталей, но в нашем случае установка, видимо, избыточна. Особенно учитывая кратное увеличение времени кодирования. Однако, если видео успевает закодироваться за ночь, а включённый компьютер не мешает спать, для успокоения совести можно галочку и поставить.
      • Использовать предпросмотр: если при монтаже делался рендеринг таймлайна для качественного предпросмотра видео (над таймлайном вместо красной полосы — зелёная), он может быть использован для ускорения рендеринга всего видео.
      • Импорт в проект: при установке этой галочки отрендеренный файл автоматически вставляется в текущий проект.
      • Установить начало тайм-кода: позволяет начать экспортированное видео с произвольного тайм-кода. Тайм-код сохраняется в видеофайле.
      • Визуализировать только альфа-канал: оставляем галочку снятой. Альфа-канал — это канал прозрачности. У нас нет задачи выводить только его, даже если бы он у нас был бы в проекте.
      • Интерполяция времени: очень важный для нас параметр, о котором я упоминал выше, говоря о частоте кадров. Он определяет алгоритм создания отсутствующих промежуточных кадров при увеличении их частоты, а значит, их количества. «Выборка кадров» — это обычное дублирование кадров. Полезно для обмана YouTube, чтобы тот не сильно резал битрейт. YouTube выделяет битрейт для пережатого видео исходя, в том числе, и из частоты кадров. Поскольку в видео кадров получается больше, то и битрейт даётся выше. Кодек жмёт файл до нужного битрейта, но так как кадры задублированы, то на них битрейт практически не тратится, и всё пространство битрейта отдаётся основным кадрам. В результате они пережимаются не так сильно и поэтому сохраняют более высокое качество. «Наложение кадров» — промежуточный кадр делается простым наложением соседних. Вариант для случая, когда нужно создать плавность движения, но при съёмке камера выводила в кадр какую-то статичную информацию, например, дату или время. В этом случае следующий вариант просто даст глюки. «Оптический поток» — промежуточные кадры вычисляются сложными алгоритмами, пытающимися угадать промежуточный кадр, анализируя соседние. Даёт наилучший результат, но неприменим там, где камера при съёмке выводила в кадр статическую информацию, такую, как дата или время. При резких движениях объектива эти символы будут пытаться упрыгать вслед за картинкой.
      • Предполагаемый размер файла: выдаёт размер файла, исходя из продолжительности видео и целевого битрейта.
      • Вкладка «Эффекты»: тут собраны настройки эффектов, которые можно применить к видео при экспорте. Из полезных эффектов можно выделить наложение различных фильтров на картинку или так ненавистное мне в чужих видео «Наложение имени» для защиты авторства, из-за злоупотребления им, когда подпись располагают пусть и полупрозрачными но огромными буквами по центру кадра (такие видео я сразу выключаю). Но все те же эффекты можно задать и при монтаже на таймлайне.
      • Вкладка «Мультиплексор»: позволяет выбрать формат файла-контейнера для аудио и видео. В нашем случае это либо MP4, либо .3GPP. Также можно не использовать файл-контейнер вообще, и сохранять отдельно файл с видео .m4v и файл с аудио .aac.
      • Вкладка «Подписи»: поля этих настроек у меня неактивны. Кроме того, я не вижу связи между названием вкладки и названиями параметров. Может, кто прояснит?
      • Вкладка «Публикация»: позволяет автоматически выложить видеофайл на один из хостингов сразу после экспорта. Я попробовал сделать это с YouTubе, но при публикации у меня сначала вылезла ошибка авторизации, хотя вход на YouTubе через приложение был выполнил успешно:

      Тогда я попробовал подключиться ещё раз. Сначала вход элементарно молча не выполнялся без каких бы то ни было сообщений. Когда он всё же выполнился, я ещё раз попробовал сделать экспорт и публикацию, после чего у меня вылезла уже вот эта ошибка:

      Кроме всего прочего, в программе не оказалось возможности повторно попробовать отправить на видеохостинг экспортированный файл без повторного его рендеринга, если произошла подобная ошибка. В общем, эта возможность ещё очень сырая. К тому же, она хороша, когда ты точно уверен, что файл экспортирован как надо. У меня же пока такой уверенности в экспортированных мною файлах нет. Поэтому я всё же предпочитаю после экспорта проверять размер, качество и монтаж видео в целом перед выкладыванием его в Интернет, что и вам рекомендую делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *