Какие виды программирования бывают
Перейти к содержимому

Какие виды программирования бывают

  • автор:

Алфавит программиста: как ускорить процессы и не прогадать с разработкой

Термин «парадигма» на протяжении многих лет своего применения в программировании приобрел значение определенного общепринятого подхода к организации вычислений в компьютере. Далее читайте в эксклюзивном блоге для сайта 24 канала.

Программирование осуществляется на основе парадигмы, поэтому его можно рассматривать как систему фундаментальных понятий.

Рассмотрим основные понятия программирования и их ключевые отличия, чтобы понять, какой метод и когда следует использовать, какая парадигма поможет ускорить процесс разработки и можно ли применять несколько парадигм одновременно.

Что нужно знать для начала

Императивное программирование – это форма программирования, в которой программист дает указания машине, как изменить ее состояние, а затем описывает действия и полученные результаты.

Процедурное программирование группирует инструкции по процедурам и имеет определенный набор шагов для выполнения. При выполнении программы можно вызвать любую процедуру из любого места.

Объектно-ориентированное программирование группирует инструкции с частью состояния, с которой они работают, и рассматривает программу как множество «объектов», взаимодействующих между собой.

Декларативное программирование – это когда программист отмечает свойства желаемого результата, но не как его вычислить.

Функциональное программирование – это тип программирования, в котором желаемый результат определяется как значение функции, вызываемой повторно.

Логическое программирование – это когда ответ на вопрос о наборе фактов и правил является желаемым результатом. Он основан на выяснении того, как извлечь новые факты из данных фактов, соблюдая набор правил.

Оптимизация – это процесс, при котором желаемый результат формулируется как решение оптимизационной задачи, заключающейся в выборе наилучшего элемента (по определенному критерию) из набора вариантов.

Реактивное программирование – это способ написания кода, в котором желаемый результат определяется посредством потоков данных и изменений. Языки программирования обязаны просто определять статические либо динамические потоки данных, а модель выполнения обязана автоматом распространять конфигурации.

Также в программировании есть термин мультипарадигмальный язык программирования, который классифицируют как язык, поддерживающий более одного языка. Обычно это применяется для того, чтобы программисты могли использовать лучшие инструменты для своей работы, учитывая, что ни одна парадигма не решает все проблемы простым или эффективным способом.

Наиболее распространенными из них являются объектно-ориентированное (императивное программирование) и функциональное (декларативное программирование). Итак, давайте рассмотрим подробнее основные понятия ООП и ФП, а также их ключевые отличия.

Интересно Контрнаступление ВСУ внезапно перевоспитало сеятелей «русского мира»

Какие основные понятия объектно-ориентированного программирования

Объектно-ориентированное программирование (ООП) – парадигма программирования, в которой основными понятиями являются объекты и классы. Парадигма впервые возникла в 1960-х годах, но широко использовалась только в 1990-х годах. С появлением компьютеров и компьютерных сетей началось создание программного обеспечения, требовавшего большого количества методов структурирования программ.

В центре ООП находится понятие объекта. Объект – это сущность, экземпляр класса, которому можно отправлять сообщения и который может отвечать на них, используя свои данные. Данные объекта скрыты от остальной программы. Сокрытие данных называется инкапсуляцией.

Наличия инкапсуляции достаточно для объективности языка программирования, но еще не означает ее объектной ориентированности, поэтому для этого необходимо наличие наследования.

Следует отметить, что часто утверждают, что абстракция является еще одной важной особенностью ООП, которую следует осветить. Официально понятие не входило в обязательные признаки ООП, но не следует его списывать.

Абстракция – это способ выделения совокупности существенных признаков объекта, исключая из рассмотрения несущественные. Соответственно, абстракция – это совокупность всех этих характеристик.

Инкапсуляция – это свойство системы, позволяющей объединить данные и методы, которые с ними работают, в классе и скрыть детали реализации от пользователя.

Наследование – свойство системы, позволяющей описать новый класс на основе существующего с частично или полностью заимствованным функционалом. Класс, от которого вы наследуете, называется базовым, родительским, или суперклассом. Новый класс – это ребенок, наследник, или производный класс.

Полиморфизм – это способность системы употреблять объекты с одинаковым интерфейсом, независимо от их типа либо основной структуры.

Класс определяется на основе типа доступа и может иметь одно из следующих значений:

Public (используется для любой точки программы вне этого класса).

Private (только для других членов этого класса).

Protected (в членах этого класса и его производных).

Internal (применим к типам в одной коллекции).

Какие основные понятия функционального программирования

Фундаментальная предпосылка функционального программирования состоит в том, чтобы инкапсулировать практически все в функции, создавать большое количество функций, которые можно использовать многократно, а затем вызывать их последовательно.

Вот несколько наиболее распространенных языков функционального программирования: Haskell, Clojure, Scala, Erlang, F#, Lisp.

Среди ключевых элементов ФП следует выделить следующие:

Функция как объект первого класса (функцию можно выстроить во времени выполнения, передавать как параметр, возвращать и даже получить определенное значение).

Функция высшего порядка (может принимать функции в качестве параметров и возвращать функции в качестве значения).

Чистая функция (принимает и возвращает то же значение, что и входное значение без каких-либо изменений данных).

Анонимная функция (функция без названия обычно используется в течение короткого периода).

Рекурсия (позволяет писать краткие алгоритмы на основе входных данных в функции).

Устойчивая структура данных (структура данных сохраняет свою предыдущую версию во время модификации).

Нестрогое вычисление (оценка функции, когда она вызывается).

Ключевые отличия функционального и объектно-ориентированного программирования

В обоих парадигмах программирования конечной целью является создание программ, которые можно разработать быстро и с небольшим количеством ошибок. Но для тех же целей эти две парадигмы хранят и обрабатывают данные разными способами. В объектно-ориентированном программировании данные хранятся в атрибутах объектов и изменяются путем вызова функций для этих объектов. Функциональное программирование – это способ изменять данные, создавая их новые копии и изменяя их.

Когда мы анализируем два типа программирования, мы помним, что они относятся либо к декларативной модели (ФП), где код служит описанием того, что вы хотите сделать, либо к императивной модели (OOП), использующей несколько команд, ответственных за определенное действие.

Оба стиля решают определенные проблемы с разных позиций. Декларативный стиль обращает внимание на проблемный аспект, тогда как императивный побуждает к выяснению механизма и производительности системы. Иными словами, декларативное программирование является результатом, а императивное программирование является пошаговым пособием для достижения этого результата.

Основное отличие между двумя парадигмами состоит в концепциях. Основным фокусом разработки программы в функционально ориентированном контексте является сама функция. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на функциях, объектно-ориентированное программирование акцентирует внимание на данных и способах их использования. В объектно-ориентированном программировании объекты – это единицы, которые сохраняют данные и могут быстро изменяться.

Наряду со всеми другими отличиями способ использования этих двух типов программирования также отличается. В вычислительных приложениях функционально-ориентированное программирование является обычным, в то время как объектно-ориентированное программирование используется в системах, изменяющихся со временем для моделирования бизнеса или бизнес-кейсов.

О главном ВСУ вломили по-полному: как правда о бегстве россиян с Харьковщины всплывает в их некрологах

Существенные свойства парадигм объектно-ориентированного и функционального программирования представлены в сравнительной таблице.

Типы языков программирования

Код выпускается в разных вариантах, называемых языками программирования. Вы можете думать о языках программирования точно так же, как о разговорных языках, поскольку они оба имеют одни и те же характеристики

Процедурный язык программирования

Процедурный язык программирования используется для выполнения последовательности операторов, которые приводят к результату. Как правило, этот тип языка программирования использует несколько переменных, тяжелых циклов и других элементов, что отделяет их от функциональных языков программирования. Функции процедурного языка могут управлять переменными, кроме возвращаемых значений функции. Например, распечатывать информацию. Курсы java помогут вам найти хорошую и востребованную работу программиста.

курсы java

Язык функционального программирования

Язык функционального программирования обычно использует хранимые данные, часто избегая циклов в пользу рекурсивных функций. Основное внимание в функциональном программировании уделяется возвращаемым значениям функций, а также побочным эффектам и различным предположениям, что состояние сохранения сильно не рекомендуется. Например, на чрезвычайно чистом полезном языке, если функция называется, ожидается, что функция не изменяет и не выполняет никаких операций ввода-вывода. Однако он может создавать алгоритмические вызовы и изменять параметры этих вызовов. Функциональные языки, как правило, проще и позволяют легче разобраться в абстрактных проблемах, однако они даже будут «дальше от машины», поскольку их модель программирования затрудняет точное определение, но код декодируется на машинный язык (который часто проблематично для системного программирования).

Объектно-ориентированный язык программирования

Этот язык программирования рассматривает мир как группу объектов, которые имеют внутренние данные и внешние части доступа к этим данным. Цель этого языка программирования — подумать о неисправности, разделив ее на набор объектов, предлагающих услуги, которые можно использовать для решения конкретной проблемы. Одним из основных принципов объектно-ориентированного языка программирования является инкапсуляция, что все, что нужно объекту, должно быть внутри объекта. Этот язык также подчеркивает возможность многократного использования посредством наследования и способности распространять текущие реализации без необходимости значительного изменения кода с помощью полиморфизма.

Скриптовый язык программирования

Эти языки программирования часто являются процедурными и могут содержать объектно-ориентированные языковые элементы, но они попадают в свою категорию, поскольку обычно они не являются полноценными языками программирования с поддержкой разработки больших систем. Например, они могут не иметь проверки типов во время компиляции. Обычно эти языки требуют крошечного синтаксиса для начала.

Язык программирования логики

Эти типы языков позволяют программистам делать декларативные заявления, а затем позволяют машине рассуждать о последствиях этих операторов. В каком-то смысле этот язык не говорит компьютеру, как что-то делать, но использует ограничения на то, что он должен делать.

Назвать эти группы «типами языка» действительно немного запутанно. Это легко программировать в объектно-ориентированном стиле на языке Си. По правде говоря, большинство языков включают идеи и функции из разных областей, что только помогает повысить полезность этих типов языков. Тем не менее, большинство языков программирования не являются лучшими во всех стилях программирования.

Классификация языков программирования

В настоящее время насчитывается несколько сотен языков программирования, рассчитанных на разные сферы применения ЭВМ, т. е. на разные классы решаемых с помощью ЭВМ задач. Эти языки классифицируют по разным уровням, учитывая степень зависимости языка от конкретной ЭВМ.

Общепринятой и строгой классификации языков программирования не существует. Ниже представлена классификация наиболее распространенных языков, сложившаяся исторически. Все языки программирования можно разделить на языки низкого, высокого и сверхвысокого уровней.

На самом нижнем уровне классификации находится языки низкого уровнямашинный язык, на котором представляется и исполняется программа. Языки низкого уровня — это средство записи инструкций компьютеру простыми приказами-командами на аппаратном уровне. Такой язык зависит от структуры конкретной ЭВМ и иногда называется машинно-ориентированным языком. Этот язык плохо приспособлен для использования человеком, ведь запись программы на этом языке представляет собой последовательность нулей и единиц, и мало шансов, что сложная задача будет запрограммирована безошибочно. Для упрощения программирования был разработан язык символического кодирования (автокод, или язык ассемблера). Программа, написанная на таком языке, ближе человеку, но все равно требует от программиста широких познаний в этой области.

Язык ассемблера, Ассемблер (Assembly language; Assembler) — согласно ГОСТ 19781-90 — язык программирования; символьная форма машинного языка с рядом возможностей, характерных для языка высокого уровня. Обычно язык ассемблера включает макросредства.

https://amdy.su/wp-admin/options-general.php?page=ad-inserter.php#tab-8

Макроязык — программное средство, позволяющее пользователю задавать в тексте условные эквиваленты определенных его фрагментов. Макроязык состоит из:

  • макроопределений, создаваемых пользователем;
  • программ-препроцессоров, переводящих макроопределения в результирующие тексты.

Машинный язык — язык программирования, элементами которого являются команды компьютера, характеризующиеся:

  • количеством операндов в команде;
  • назначением информации, задаваемой в операндах;
  • набором операций, которые может выполнить компьютер и др.

Конструкции машинного языка интерпретируются непосредственно аппаратурой. Однако непосредственная запись алгоритма на машинном языке требует от разработчика чрезмерной детализации алгоритма, в результате чего запись получается не наглядной и трудной для понимания.

Каждая инструкция машинного языка представляет собой последовательность нулей и единиц, которая определяет действие, выполняемое этой инструкцией, а также идентифицирует ячейки памяти, содержимое которых необходимо для выполнения данной инструкции. Например, алгебраическая формула

cost = price + tax

представленная на машинном языке может выглядеть так:

0010 0000 0000 0100
0100 0000 0000 0101
000Н 0000 0000 0110

В каждой инструкции на машинном языке соответствующая операция и адреса обрабатываемых данных записываются в виде двоичных чисел. Хотя компьютер не испытает трудностей, когда ему потребуется понять представленные выше три инструкции, для большинства людей они покажутся совершенно непостижимыми.

Следующая группа — языки программирования высокого уровня. Это языки, которые допускают описание задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде. Их отличительной особенностью является ориентация не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему инструкций, характерных для записи алгоритмов определенного класса. Языки программирования высокого уровня используют символическую форму записи, близкую к общепринятой математической.

Язык высокого уровня — согласно ГОСТ 19781-90 — язык программирования, понятия и структура которого удобны для восприятия человеком. Языки высокого уровня отражают потребности программиста, но не возможности системы обработки данных.

Каждому языку высокого уровня присущи определенные синтаксические правила. Этим правилам должна соответствовать каждая инструкция в программе на соответствующем языке. Правила, о которых идет речь, очень строги — они не допускают существования "почти правильных" инструкций. Программы, соответствующие этим правилам, являются переносимыми, т.е. они без изменений могут использоваться на компьютерах различных типов. С другой стороны, программы, представленные на машинном языке, могут использоваться только на компьютерах одного типа.
Используя язык высокого уровня для создания программы, мы получаем инструкции, напоминающие "человеческий" (английский — прим, перев.) язык. Например, в Pascal может быть использован оператор

cost := price + tax

который очень близок к исходной формуле. Этот оператор предписывает: "Значение price сложить со значением tax , а полученный результат записать в cost ". При создании программ на языке высокого уровня, мы получаем возможность для обращения к данным использовать описательные имена, например, price, tax, cost, а не числовые адреса ячеек памяти. При этом для указания операций, которые требуется выполнить, мы используем знакомые символы (например, +).

Среди широко распространенных языков высокого уровня можно упомянуть Pascal, Fortran, BASIC, COBOL, С и C++.

По виду решаемых задач языки программирования разделяются на универсальные и проблемно-ориентированные.

Универсальные языки программирования обеспечивают создание различных программ (задач), например Алгол, Pascal, Си, ПЛ/1 и т.д..

Язык программирования Алгол (ALGOL language) — язык программирования, предназначенный для решения численных задач. Программа на языке ALGOL имеет блочную структуру, позволяющую эффективно реализовывать механизмы динамического распределения памяти.

Язык программирования Ада (Ada language) — универсальный язык программирования:

  • предназначенный для создания сложных систем;
  • характеризующийся высокой степенью независимости от операционных систем;
  • обеспечивающий поддержку средств параллельной обработки данных в реальном времени.

Проблемно-ориентированный язык программирования — язык программирования, управляющие структуры и/или структуры данных которого отражают особенности класса решаемых задач. Проблемно-ориентированные языки создавались под какие-то конкретные классы задач, например, Фортран — научные расчеты, Кобол — экономические расчеты, Лисп и Пролог — искусственный интеллект и т.д.

Язык программирования Фортран (FORTRANlanguage от англ. FORmulaTRANslator — транслятор формул) — разработанный в 1956 году язык программирования, предназначенный для решения математических, научных и инженерных задач.

Язык программирования COBOL (от англ. COmmon Business-Oriented Language) — язык программирования, предназначенный для решения экономических задач и задач обработки коммерческой информации. Язык COBOL отличается развитыми средствами работы с файлами и формой записи, приближенной к английскому языку.

Командные языки баз данных предназначены для расширения возможностей среды управления базами данных, для создания собственных функций интерфейса — взаимодействия с пользователем.

Язык описания технических средств (Hardware Description Languages, HDL)- язык моделирования, разработки и тестирования устройств, предназначенных для обработки дискретных сигналов.

Декларативный язык программирования (от лат.Declaratio – объявление) — язык программирования высокого уровня, построенный:

  • на описании данных;
  • на описании искомого результата.

Декларативные языки подразделяются на функциональные и логические языки.

По виду основных элементов, описывающих действия, языки программирования делятся на операторные, процедурно-ориентированные и объектно-ориентированные языки.

Операторный язык программирования задает программы как совокупности определенного числа команд. К числу таких языков относится язык BASIC.

Процедурно-ориентированные языки задают программы как совокупности процедур или подпрограмм. Среди широко распространенных процедурно-ориентированных языков можно отметить Pascal, Fort, С.

Язык программирования Pascal — процедурно-ориентированный язык программирования высокого уровня, предназначенный для широкого класса задач. Язык Паскаль считается языком структурного программирования.

Язык программирования Форт (от англ.Forth – вперед) — процедурно-ориентированный язык программирования, предназначенный для эффективной работы с персональными системами. Форт близок к языку ассемблера.

Объектно-ориентированный язык — язык программирования, поддерживающий понятие объектов, их свойств и методов обработки. Объектно-ориентированный языки поддерживают наследование и полиморфизм.

Объектно-ориентированные языки четвертого поколения (4GL — forth-generation language) и программирование основаны на создании модели системы, как совокупности объектов и использует следующие базовые понятия: класс, объект, событие, свойства объекта, метод обработки. Первым языком программирования этой группы был — Симула-67. В настоящее время к этим языкам относятся — С++, Visual Basic, Java Script и динамический HTML и другие современные языки программирования.

Язык программирования Модула (Modula) — алгоритмический язык, предназначенный для составления программ, работающих в реальном времени. В языке Модула используются:

  • понятия модуля и процесса;
  • средства программирования низкого уровня.

Программа на языке Модула формируется из независимых модулей, между которыми имеется управляемый интерфейс.

Средства программирования в Internet — языки описания веб-страниц и инструментальные средства разработки веб-ресурсов. Языки описания веб-страниц поддерживаются браузерами.

Smalltalk — разработанный корпорацией Xerox объектно-ориентированный язык программирования, в котором операторы представлены пиктограммами.

Скрипт-язык, Язык сценариев, Сценарный язык, Язык скриптов (Scripting language) — в Интернет — интерпретируемый (объектно-ориентированный) алгоритмический язык, предназначенный для генерации динамических веб-страниц. Различают скрипт-языки:

  • исполняемые на стороне клиента: JavaScript и VBScript;
  • исполняемые на стороне сервера: ASP, Perl, PHP и др.

Язык программирования Java (Programming language Java) — разработанный корпорацией Sun Microsistems межплатформенный, интерпретируемый, объектно-ориентированный язык программирования, используемый для создания приложений, работающих в под управлением веб-браузера и характеризующихся высоким уровнем интерактивности.

Интересна эволюция языка программирования BASIC. Он был задуман как универсальный язык для начинающих (по аналогии с BASIC ENGLISH, — подмножеством английского языка, выделенным для обучения иностранцев). Первые версии (или “диалекты”) этого языка содержали небольшое количество самых необходимых команд и предусматривали только режим интерпретации. Однако современные варианты языка BASIC не только не уступают по возможностям многим “грандам” (типа С), но иногда и превосходят их. Например, Visual Basic используется в суперсовременных системах, основанных на так называемой технологии “клиент-сервер”. Одновременно BASIC стал своеобразным “эсперанто” в мире информационной технологии. На этом языке часто пишутся примеры программ или их фрагментов в книгах, статьях, инструкциях к программным продуктам.

Язык Visual Basic — предложенный корпорацией Microsoft объектно-ориентированный язык программирования в среде ОС Windows обеспечивающий:

  • коллективную разработку программного обеспечения;
  • поддержку технологии связи и компоновки объектов.

Фирма Microsoft использует Visual Basic для расширения функций своих программных продуктов. Уже в пакете Microsoft Office для Windows 3-х пользователям и программистам предлагались диалекты Word Basic и Access Basic, а ныне в Microsoft Office предусмотрен универсальный язык Visual Basic for Applications (VBA — Visual Basic для приложений). С помощью VBA можно создавать собственные программные модули, собственные интерфейсы для офисных приложений Word, Excel, Access.

Языки программирования: характеристика, описание, виды

Классификация языков программирования помогает понять, какие концепции и парадигмы заложены в той или иной методике написания программного обеспечения. Этот момент должен уяснить каждый будущий разработчик, иначе с созданием собственного контента возникнут серьезные проблемы.

В данной статье будет рассказано все о классификации языков программирования в 21 веке. Соответствующая информация поможет как новичкам, так и уже опытным разработчикам. А еще предстоит рассмотреть самые распространенные programming languages с их особенностями, преимуществами и недостатками.

ЯП – это…

Язык программирования – это формальный язык, который необходим для того, чтобы записывать разного рода компьютерные приложения, службы и драйверы. Представлен набором правил нескольких типов:

  • лексического;
  • семантического;
  • синтаксического.

За счет подобных «условий» будет определяться внешний вид программного обеспечения, а также спектр доступных функций и операций.

Основная классификация

Классификация языков разработки может быть совершенно разной. Здесь стоит обратить внимание на несколько способов «деления на категории».

Первый вариант – это классификация по зависимости от аппаратного устройства (компьютера):

  • языки низкого уровня;
  • языки высокого уровня.

По принципам программирования:

  • процедурные;
  • непроцедурные;
  • объектно-ориентированные.

По ориентации на класс задач, выполняемых получившимся софтом:

  • универсальные;
  • специализированные.

Есть логическое программирование, функциональное, объектно-ориентированное. Programming Languages бывают также кроссплатформенными и нативными. Классифицировать ЯП можно по разным признакам, но предложенные варианты являются «классическими». Они помогают быстрее остальных форм разделения ЯП по типам выбрать подходящий вариант для дальнейшего изучения.

Степень зависимости

Стоит начать рассмотрение с языков низкого уровня. Они носят название машинно-ориентированные. Это – языки, в которых команды и данные будут учитывать непосредственную архитектуру компьютера. Они широко применяются в разработке ПО. У языков низкого уровня есть одна особенность – ориентированность на конкретный тип устройства. Итоговый контент не будет запускаться на платформе, для которого он не был создан изначально.

Низкоуровневые ЯП хорошо интерпретируются устройствами, но обычному человеку понять их бывает не слишком легко. В основе заложены двоичные коды. Пример – Assembler.

Кроме языков низкого уровня есть ЯП высокого «класса». Они носят название машинно-независимых. Программы, получаемые на выходе, будут использоваться на устройствах разного типа. Обладают большей доступностью, чем низкоуровневые. Пример – первый высокоуровневый ЯП Fortran.

По принципам разработки

Программирование может быть процедурным, непроцедурным и объектно-ориентированным. Это – второй тип классификации.

Процедурный вариант предусматривает следующие особенности:

  • базируются на смене состояния устройства (значении ячеек памяти, процессора);
  • управление информацией осуществляется пошагово;
  • для реализации заданных операций используются так называемые инструкции%
  • предусматривается четкая структуризация приложений.

Непроцедурное программирование эффективно тогда, когда требуется искать информацию в больших количествах. Оно применяется в ситуациях, при которых выстроить точное решение не получается (пример – переводы и распознавание образов). Решения здесь будут опираться на встроенный интерпретатор. Непроцедурная разработка предусматривает языки логического программирования и функционального.

Объектно-ориентированное программирование в 21 веке стало наиболее популярным решением в разработке ПО. Данная концепция возникла впервые в прошлом столетии. Сюда относят ЯП, которые определяют объекты, работают с классами и располагают абстрактными данными. В основе заложены принципы наследования, инкапсуляции и абстракции. Приложение представлено связью объектов. Оно опирается на взаимодействие компонентов на экране, а не на чистую логику.

Ориентация на класс задач

ЯП могут быть универсальными или специализированными. Первый вариант подходит для решения самых разных задач и проблем. Они используются для веб-разработки, создания игр, бизнес-приложений и многого другого.

Специализированные ЯП принимают во внимание специфику выбранной предметной области. Сегодня известны десятки таких вариантов:

  • для web программирования;
  • скриптовые;
  • разметки;
  • гипертекста;
  • для мобильных платформ.

Часто специализированные языки применяются для того, чтобы создавать разного рода небольшие вспомогательные приложения.

Из чего состоит язык

Языки логического программирования, низкоуровневые, высокоуровневые и другие состоят из определенных компонентов. Сюда относят:

  1. Алфавит. Это – символы, которые в сочетании будут образовывать разного рода конструкции языка.
  2. Синтаксис. Совокупность правил записи функций, команд и иных языковых конструкций.
  3. Семантика. Правила, согласно которым происходит толкование и обработка заданных в приложении конструкций.

Также есть словари. Это – определенные слова, которые используются «специфическим» образом. Они задействуются в коде в отдельных ситуациях и реализовывают строго установленное назначение. Такими являются ключевые слова. Примеры – printf, if, input.

Логическая разработка

Логическое программирование – подход к создание программного обеспечения, который базируется на доказательстве разнообразных теорем, а также выводах информации при помощи установленных фактов. Результат – побочный продукт функционирования утилиты.

Логическое программирование опирается на математические теоремы, а также дискретную математику. Оно не слишком понятно «обычному человеку». Это – достаточно сложный «раздел» написания ПО.

Особенности

Некоторые считают соответствующую концепцию функциональной. Подобное утверждение не является истиной. Логическое программирование подходит для создания средств искусственного интеллекта. Такой вариант идеален, когда переменные подразделяются на выходные и входные.

Ключевая особенность подобной разработки – то, что приложение представлено определенными отношениями между различными компонентами кода. Из недостатков стоит отметить тот факт, что далеко не все задачи можно описать логически. Для большинства современных решений соответствующая парадигма будет выступать устаревшей.

Когда пригодится

У логического программирования в 21 веке есть практическое применение, но оно встречается на практике не слишком часто. Изучать такую концепцию рекомендуется всем разработчикам: она помогает лучше мыслить.

Сферы, в которых пригодятся навыки логического программирования:

  • машинное обучение;
  • искусственный интеллект;
  • работа с информацией (особенно в больших объемах).

Также рекомендуется «для общего развития». В 21 веке соответствующая концепция – это «узкоспециализированное» направление.

Языки

Языков логического программирования не очень много. Связано это с тем, что соответствующее направление не получило широкого распространения на практике с развитием информационного и технологического прогресса. Чаще всего используются два языка, о которых речь зайдет далее.

Prolog

Первый вариант – это Prolog. С него началось логическое программирование. Создан в 1972 году некий Аленом Колмероэ. Выступает в качестве свежего и актуального по сей день. Синтаксис у Prolog далеко не самый простой, но он полезен в понимании логики ПК.

К преимуществам Пролога относят:

  • простоту изучения и понимания;
  • наличие фактов и выражений;
  • отсутствие зависимости от выбранного пути.

Но для комплексного программного обеспечения Prolog не годится. Пользователю предстоит использовать его в связке с другими ЯП. Вычислительные операции здесь отнимают немало времени – итоговый контент может отличаться медленной работой.

Mercury

Это – второй вариант логического программирования. Он обеспечивает лучшую отладку и повышенную производительность по сравнению с «предшественником». Синтаксис от Prolog сильно отличается, что делает изучение Mercury достаточно трудным.

На практике встречается редко из-за того, что развивается медленно. Финансирование соответствующего проекта дефицитное.

Популярные языки разработки

Зная, что такое programming language, пользователь сможет выбрать один из них для более глубокого и тщательного изучения. Миру известны десятки ЯП – от языков низкого уровня до высокого. Но есть несколько непревзойденных лидеров, которые чаще всего встречаются на практике.

Один из самых старых и актуальных языков. На C++ пишут практически все существующие приложения. Это – язык программирования универсального характера. Он помогает при создании не только игр, но и сложных бизнес-решений, веб-сайтов, служб для операционных систем.

Программист, свободно владеющий C++, сможет с легкостью найти себе место работы. Он демонстрирует профессионализм в сфере разработки ПО на высшем уровне.

К особенностям C++ относят:

  • универсальность;
  • трудности изучения – новичку разобраться с программным кодом достаточно тяжело;
  • кроссплатформенность;
  • сложность синтаксиса;
  • огромный исходный код.

C++ — то, что рано или поздно должен освоить каждый грамотный разработчик.

Visual Basic

Это – объектно-ориентированный язык. На нем пишутся продукты от компании Microsoft. Отличается функциональностью, простотой освоения. Хорошо подходит для написания всевозможных прототипов.

Но у VB есть и минусы. Работа с памятью осуществляется медленно. Здесь нельзя оставлять комментарии, а сложные утилиты будут «тормозить» даже на самых мощных устройствах. Это – неплохой вариант для мини-приложений.

Python

Разобравшись, что собой представляет логическое программирование и другие концепции создания ПО, стоит обратить внимание на Питон. Данный ЯП в последние 5-8 лет стал набирать стремительную популярность.

Он относится к языкам программирования общего назначения. Предусматривает концепции ООП в своем составе. Прост в изучении и функционален. Обладает хорошей поддержкой и финансированием.

На Python программист сможет создавать небольшие и средние проекты. А вот для полноценной крупномасштабной игры его придется использовать в связке с другим ЯП.

PHP – настоящий верный друг любого веб-разработчика. Данный ЯП официально признан «классическим» для создания веб-страниц. Кроссплатформенный, быстрый, удобный для изучения. Получаемый на выходе исходный код обладает высокой читаемостью.

К недостаткам PHP можно отнести:

  • несовместимость имеющихся версий;
  • отсутствие многопотоковой работы.

Это – императивный ЯП. Рекомендован всем веб-мастерам.

Разобравшись в языках низкого и высокого уровней, стоит обратить внимание на Java. Это – «классический» ЯП для кроссплатформенной разработки. Часто встречается в мобильных приложениях.

Java легко освоить – его синтаксис напоминает английский. Исходный код компактен и хорошо читаем. Функциональности Джавы можно только позавидовать – она предусматривает множество библиотек и фреймворков. На Java написана популярная игра Minecraft.

Рекомендован для изучения всеми разработчиками. Но сложные проекты на нем реализовать тяжело – Java забирает у устройства много памяти и места.

JavaScript

Язык программирования, который подходит web-программистам. Базируется на скриптах, которые хорошо совместимы со всеми популярными интернет-обозревателями. Включает в себя огромное количество функций и инструментов.

При помощи JS можно создать:

  • плагин;
  • виджет;
  • серверные утилиты;
  • офисные приложения;
  • прикладное ПО.

Существенный недостаток – это относительно низкий уровень безопасности кода.

Декларативное программирование включает в себя «языки баз данных и запросов». Самый популярный вариант – это SQL.

Он прост и понятен даже новичкам. Написание кодов не требует особой вдумчивости – вариантов достаточно мало. SQL использует строго ограниченный набор функций и команд. Обладает различными диалектами.

SQL полезен тем, кто планирует работать с информацией. Полноценное приложение на нем написать не удастся, а вот использовать для подключения БД – вполне.

HTML – язык разметки. Он подойдет тем, кто хочет написать собственный сайт или интернет-магазин. В нем просматривается преобладание тегов.

  • проводить форматирование текста;
  • редактировать блоки информации;
  • работать с имеющимися таблицами;
  • вставлять разнообразные объекты (мультимедиа в том числе);
  • работать с гиперссылками.

Для полноценной веб-разработки программисту пригодится CSS, а также навыки осуществления верстки.

Быстро выучить языки программирования низкого уровня (и высокого), а также научиться написанию ПО помогут специализированные онлайн курсы. Ученики смогут подобрать программы, соответствующие имеющемуся багажу знаний. Они научится разбирать коды программируемых утилит, создавать сложный контент «с нуля» на разных ЯП, а также использовать всевозможные инструменты разработчика. В конце будет выдан электронный сертификат.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *