Что такое порт в программировании
В компьютерах есть два вида портов — физические и программные.
Физический порт — это разъём на компьютере или в ноутбуке, куда можно подключить флешку, сетевой кабель, принтер, наушники и что угодно ещё. Физический порт обменивается электричеством с чем-то, что в этот порт вставлено. В электричестве закодированы какие-то данные.
Программный порт — это «виртуальный разъём» в программе, через которую она может обмениваться данными с системой и другими программами. У него нет физического устройства, а есть только число от 0 до 65 535 — оно называется адресом порта. Мы будем говорить именно про них.
Для чего нужны порты
Представьте, что у вас в компьютере есть разъём для локальной сети и интернета. В него воткнут всего один кабель. Но одновременно сетью и интернетом пользуются разные программы:
- операционная система запрашивает обновления безопасности на сервере;
- браузер загружает очередную страничку в соцсети;
- телеграм отправляет и принимает сообщения;
- фоном висит созвон с коллегой по зуму и тоже отправляет видеоданные;
- Яндекс.Диск синхронизирует данные с облаком.
С вайфаем всё то же самое — всё это идёт через один разьём на материнской плате. То, что нет проводов, ничего не меняет — все данные всё равно сыпятся в один физический порт.
Чтобы при работе в сети программы и сервисы не путали данные между собой, разработчики придумали порты — они определяют, к какой программе относятся те данные, которые получает сетевая плата.
Как выглядит виртуальный порт
Мы уже работали с портами, когда собирали статичный сайт на Hugo, и тогда мы открывали в браузере такой адрес:
«Локалхост» означает, что браузер будет искать страницу на своём компьютере по адресу 127.0.0.1, а 1313 — это как раз порт. Порт от адреса отделяется двоеточием.
С технической точки зрения порт — это просто число, которое прикрепляется к каждому пакету с данными, поступающими в компьютер. Система смотрит, какой номер порта стоит на пакете, находит программу, которая его использует, и отправляет ей. В этом и смысл портов — чтобы система всегда знала, кому какие данные отдавать и кто их отправляет.
Что можно сделать с портом
- Порт можно открыть — чтобы система знала, куда отдавать данные, пришедшие по этому адресу.
- Порт можно закрыть — чтобы данные больше не передавались. Они будут игнорироваться.
- Порт можно пробросить — например, можно научить систему, что если запрос пришёл на порт 1212 — отправить его на порт 2121. Так устроены многие сетевые маршрутизаторы и, в частности, ваш интернет-провайдер.
- Порты можно просканировать — перебрать все числа от 0 до 65535, чтобы посмотреть, придёт ли с какого-нибудь из них ответ. Если придёт — на этом порте сидит какая-то программа.
- Порт можно заблокировать — сказать вашему роутеру на работе или дома, чтобы все запросы на определённый порт либо выбрасывались, либо переадресовывались.
- Порт можно задать: если вы знаете, что какой-то порт у вас заблокирован, а вам жуть как надо запустить программу — можно задать для этой программы другой порт и общаться через него. Не все программы это поддерживают.
Можно ничего не делать — с точки зрения пользователя всё работает само. И правильно, и хорошо.
Конспект лекции 12. Модель TCP/IP.
Модель TCP/IP — сетевая модель для управления передачей данных, которые представлены в цифровом виде.
Эта модель описывает способ передачи данных от одного устройства к другому.
Документом, регламентирующим уровневую архитектуру модели и описывающий все протоколы, входящие в TCP/IP, является RFC 1122.
Проблематика
Модель OSI имеет замечательную теоретическую проработку, но именно из-за большого количества теории она не может существовать в реальности: много уровней и задач сильно перегружают архитектуру, и задача построения компьютерной сети начинает требовать много ресурсов.
Для того, чтобы облегчить и обобщить задачу построения КС, была придумана модель TCP/IP. Название происходит от самых используемых протоколов этой модели.
Эта модель была принята как стандарт де-факто (негласно). Не смотря на это, данная модель является основой для архитектуры сети Интернет.
История.
Стек протоколов TCP/IP был создан на основе NCP (Network Control Protocol) группой разработчиков под руководством Винтона Серфа в 1972 году. В июле 1976 года Винт Серф и Боб Кан впервые продемонстрировали передачу данных с использованием TCP по трём различным сетям. Пакет прошёл по следующему маршруту: Сан-Франциско — Лондон — Университет Южной Калифорнии. К концу своего путешествия пакет проделал 150 тысяч км, не потеряв ни одного бита. В 1978 году Серф, Джон Постел и Дэнни Кохэн[en] решили выделить в TCP две отдельные функции: TCP и IP (англ. Internet Protocol, межсетевой протокол). TCP был ответственен за разбивку сообщения на датаграммы (англ. datagram) и соединение их в конечном пункте отправки. IP отвечал за передачу (с контролем получения) отдельных датаграмм. Вот так родился современный протокол Интернета. А с 1 января 1983 года ARPANET перешла на новый протокол. Этот день принято считать официальной датой рождения Интернета.
Выделяемые уровни
На рисунке представлена модель TCP/IP в сравнении с моделью OSI.
модель TCP/IP в сравнении с моделью OSI.
Уровень доступа к сети (или Канальный уровень)
Канальный уровень описывает способ кодирования данных для передачи пакета данных на физическом уровне (то есть специальные последовательности бит, определяющих начало и конец пакета данных, а также обеспечивающие помехоустойчивость). Ethernet, например, в полях заголовка пакета содержит указание того, какой машине или машинам в сети предназначен этот пакет (MAC-адрес).
Канальный уровень иногда разделяют на 2 подуровня — LLC и MAC.
- Logical Link Control (верхний) — подуровень управления логической связью. В его задачи входит управление передачей данных и обеспечение проверки и правильности передачи информации.
- Media Access Control (нижний) — подуровень управления доступом к физической среде. Обеспечивает адресацию и механизмы управления доступом к каналам.
Кроме того, канальный уровень описывает среду передачи данных.
Уровень сети Интернет (или Межсетевой уровень)
Межсетевой уровень предназначен для передачи пакета из одной сети в другую.
На этом уровне работают маршрутизаторы, которые перенаправляют пакеты в нужную сеть путём расчёта адреса сети по маске сети.
Межсетевое взаимодействие — это основной принцип построения интернета. Локальные сети по всему миру объединены в глобальную, а передачу данных между этими сетями осуществляют магистральные и пограничные маршрутизаторы.
Транспортный уровень
Протоколы транспортного уровня могут решать проблему негарантированной доставки сообщений («дошло ли сообщение до адресата?»), а также гарантировать правильную последовательность прихода данных. В стеке TCP/IP транспортные протоколы определяют, для какого именно приложения предназначены эти данные. Два главных транспортных протокола — TCP и UDP.
- TCP — «гарантированный» транспортный механизм с предварительным установлением соединения, предоставляющий приложению надёжный поток данных, дающий уверенность в безошибочности получаемых данных, перезапрашивающий данные в случае потери и устраняющий дублирование данных. TCP позволяет регулировать нагрузку на сеть, а также уменьшать время ожидания данных при передаче на большие расстояния. Более того, TCP гарантирует, что полученные данные были отправлены точно в такой же последовательности. В этом его главное отличие от UDP.
- UDP — протокол передачи датаграмм без установления соединения. Также его называют протоколом «ненадёжной» передачи, в смысле невозможности удостовериться в доставке сообщения адресату, а также возможного перемешивания пакетов. В приложениях, требующих гарантированной передачи данных, используется протокол TCP.
На транспортном уровне появляется понятие «порт». Для передачи данных между процессами устройства (например, передача сообщения из одного приложения «вконтакте» другому приложению «вконтакте») недостаточно знать только IP-адрес и его маску. Ещё необходимо знать, какому процессу адресован пакет данных.
Для передачи пакетов между процессами было принято выделить на каждом хосте виртуальные порты, которые могут прослушиваться процессами.
Порт — это число от 0 до 65535, которое присваивается процессу на время. Порт чем-то похож на кабинку, которую можно занять определённой программе (ну а совокупность портов можно представить как гостиницу).
Порт порт так же может определять, какой протокол используется на прикладном уровне.
Порты выделяются как для TCP, так и для UDP (т.е. порты для одного протокола не пересекаются с портами другого).
Прикладной уровень предназначен для работы сетевых приложений. Для обмена информацией они используют свои протоколы, например: протокол HTTP для обмена гипертекстовой разметкой, протокол FTP (передача файлов), SMTP (электронная почта), SSH (безопасное соединение с удалённой машиной), DNS (преобразование символьных имён в IP-адреса) и многие другие.
В массе своей эти протоколы работают поверх TCP или UDP и привязаны к определённому порту, например:
- HTTP на TCP-порт 80 или 8080;
- FTP на TCP-порт 20 (для передачи данных) и 21 (для управляющих команд);
- SSH на TCP-порт 22;
- запросы DNS на порт UDP (реже TCP) 53.
С этим уровнем взаимодействует пользователь. Поэтому протоколы на этом уровне могут разрабатывать и прикладные программисты.
Стек протоколов
Стек — это структурированный последовательно набор значений. В нашем случае, это структурированный список протоколов модели.
Для удобства определим протоколы по каждому уровню.
- Нижний уровень сетевых интерфейсов включает в себя Ethernet, Wi-Fi и DSL (модем). Данные сетевые технологии формально не входят в состав стека, но крайне важны в работе интернета в целом.
- Основной протокол сетевого уровня – IP (Internet Protocol). Это маршрутизированный протокол, частью которого является адресация сети (IP-адрес). Здесь также работают такие дополнительные протоколы, как ICMP, ARRP и DHCP. Они обеспечивают работу сетей.
- 7.На транспортном уровне расположились TCP – протокол, обеспечивающий передачу данных с гарантией доставки, и UDP – протокол для быстрой передачи данных, но уже без гарантии.
- Прикладной уровень – это HTTP (для web), SMTP (передача почты), DNS (назначение IP-адресам понятных доменных имен), FTP (передача файлов). Протоколов на прикладном уровне стека TCP/IP больше, но приведённые можно назвать самыми значимыми для рассмотрения.
Протоколы этих уровней полностью реализуют функциональные возможности модели OSI. На стеке протоколов TCP/IP построено всё взаимодействие пользователей в IP-сетях. Стек является независимым от физической среды передачи данных, благодаря чему, в частности, обеспечивается полностью прозрачное взаимодействие между проводными и беспроводными сетями.
Таким образом, любой пакет содержит в себе стек используемых протоколов, который собирается при отправке, и в обратном порядке разбирается (подобно структуре «стек» в программировании).
формирование пакета данных по модели TCP/IP.
Что такое порты, какие бывают и зачем они нужны?
В компьютерах есть два вида портов — физические и программные (или сетевые):
Физический порт — это разъём на компьютере, с помощью которого можно подключить флешку, сетевой кабель, принтер, наушники и так далее. Физический порт обменивается электричеством с устройством, который вставлен в этот порт.
Сетевой порт — то число, которое записывается в заголовках протоколов транспортного уровня сетевой модели OSI. Оно используется для определения программы или процесса-получателя пакета в пределах одного IP-адреса.Порты позволяют определить сетевые приложения, работающие на компьютере, множество которых может быть запущено одновременно. Основными сетевыми программами могут быть:
- WEB-сервер – предоставляет трансляцию данных с веб-сайтов;
- Сервер почты – позволяет обмениваться электронными письмами;
- FTP-сервер – обеспечивает передачу информации.
Порт отображается в виде 16 битного числа от 1 до 65535, которое доступно приложениям для того, чтобы обмениваться трафиком. Организация IANA регламентирует использование портов, так как именно она предоставляет стандарты при работе с портами.Имеющееся количество портов предоставляет корректную работу всех приложений, которым необходимо использовать сетевое соединение.
Порты обеспечивают доступ в глобальную сеть не только программам, которые были установлены пользователем. Бывают ситуации, когда вредоносные программы размещаются в систему самостоятельно и открывают порт без ведома пользователя. И уже с помощью открытого порта могут считывать личную информацию, находящуюся на компьютере. Поэтому необходимо знать, какие основные порты требуются пользователю и каким образом можно их открывать и закрывать.
Основным предназначением сетевых портов является прием и передача данных определенного вида, а также устранение ошибки неоднозначности при попытке установить связь с хостом по IP-адресу. Для обеспечения трансляции данных с веб-сервера необходимо указать IP адрес хоста и номер порта, определяющий программу веб-сервера.
Физические порты при подключении определяют, к какой программе относятся данные, которые получает сетевая плата. Например, для использования порта одновременно сетью и интернетом пользуются разные программы:
- ОС запрашивает обновления безопасности на сервере;
- браузер загружает страницу в соцсети;
- различные мессенджеры отправляют и принимают сообщения;
- фоном пользуетесь видеозвонком, который тоже отправляет видеоданные;
- различные облачные диски синхронизируют данные.
Порты TCP не пересекаются с портами UDP: порт 1234 протокола TCP не будет мешать обмену данными по протоколу UDP через порт 1234.В большинстве UNIX-подобных ОС прослушивание портов с номерами 0—1023 требует особых привилегий. Другие номера портов выдаются операционной системой первым запросившим их процессам.
Некоторые популярные программы-анализаторы трафика и сетевые брандмауэры используют общепринятые обозначения номеров портов для определения протокола передачи данных, что не всегда корректно. В некоторых случаях сетевые службы используют нестандартные номера портов или используют номера портов не по заявленному назначению.
Порт можно открыть, чтобы система знала, куда отдавать данные, пришедшие по этому адресу.
Порт можно закрыть, чтобы данные больше не передавались. Они будут игнорироваться.
Порт можно пробросить. Например, можно научить систему, что если запрос пришёл на порт 1212 — отправить его на порт 2121. Так устроены многие сетевые маршрутизаторы и, в частности, ваш интернет-провайдер.
Порты можно просканировать. Перебрать все числа от 0 до 65535, чтобы посмотреть, придёт ли с какого-нибудь из них ответ. Если придёт, то значит на этом порте сидит какая-то программа.
Порт можно заблокировать. Например, сказать вашему роутеру на работе или дома, чтобы все запросы на определённый порт выбрасывались или переадресовывались.
Порт можно задать. Если вы знаете, что какой-то порт у вас заблокирован, то можно задать для этой программы другой порт и общаться через него. Однако не все программы это поддерживают.
Можно ничего не делать — с точки зрения пользователя всё работает само.
Есть ещё кое-что, о чём нужно знать, знакомясь с тем, что такое порты компьютера. Это специальные термины, которые характеризуют состояние портов:
Что такое порт в программировании
В компьютерах есть два вида портов — физические и программные.
Физический порт — это разъём на компьютере или в ноутбуке, куда можно подключить флешку, сетевой кабель, принтер, наушники и что угодно ещё. Физический порт обменивается электричеством с чем-то, что в этот порт вставлено. В электричестве закодированы какие-то данные.
Программный порт — это «виртуальный разъём» в программе, через которую она может обмениваться данными с системой и другими программами. У него нет физического устройства, а есть только число от 0 до 65 535 — оно называется адресом порта. Мы будем говорить именно про них.
Типичный набор портов в современной материнской плате
Порты для видеосигнала
RCA (композитное видео)
Один из самых старых примеров видеовхода. Композитный интерфейс изобрали еще в пятидесятых годах прошлого века — тогда, когда появились первые цветные телевизоры. Многие старые ТВ и мониторы использовали RCA, но теперь найти такой порт в материнских платах невозможно. Встретить его можно либо в специализированном «железе», либо в очень старых ПК.
Video Graphics Array — еще один старый (но не такой старый, как RCA) видеовыход, через который сигнал когда-то выводили на мониторы. Это коннектор с 15 пинами и двумя винтами по бокам, которые обеспечивали его надежное крепление. Первые VGA начали использовать в 1987 году, и сейчас встретить их тоже очень сложно — для вывода видео в современных системах используются HDMI и DisplayPort. Впрочем, для совместимости со старыми дисплеями DVI все-таки иногда добавляют.
Как можно догадаться из названия, через DVI-коннектор передается только видео — без звука.
Этот порт тоже разработали в 1987 году — это гораздо более продвинутая версия RCA с четырьмя пинами и возможностью передачи только видеосигнала. Найти такой коннектор на современном компьютере не получится.
Это уменьшенная и более компактная версия стандартного VGA, которая раньше часто встречалась на ноутбуках. Mini-VGA имеет меньше пинов и занимает меньше места, чтобы умещаться даже на небольших девайсах. Как и в случае с VGA, Mini-VGA найти сейчас практически невозможно — HDMI и DisplayPort его полностью заменили.
DVI разработали в конце девяностых годов двадцатого века с целью замены VGA. Digital Video Interface имеет 24 пина и бывает трех видов — DVI-D (только цифровой сигнал), DVI-A (только аналоговый сигнал; больше всего похож на VGA) и DVI-I (поддерживает и аналоговый, и цифровой сигналы; на картинке сверху).
Ограничения DVI очень заметны на современных экранах. Так, DVI-D Single Link не имеет шести средних пинов и может выдавать только до 2048х1152 точек с частотой развертки до 60 Гц, а DVI-D Dual Link — до 2560х1600 точек с частотой развертки до 60 Гц.
По сути, DVI был революционной альтернативой VGA, но и он уже успел устареть.
Этот коннектор был разработан Apple специально для ее компьютеров PowerBook, MacBook и iMac начала двухтысячных годов. Потребители и эксперты сильно критиковали такое решение — так, для того, чтобы выводить сигнал на внешние мониторы, требовался специальный адаптер.
Нужно ли говорить, что популярность Mini-DVI так и не снискал, и сейчас он полностью и окончательно забыт?
Как и Mini-DVI, Micro-DVI был разработан инженерами Apple — ноутбуки корпорации из Купертино становились все меньше, и им требовался все более компактный порт для вывода видеосигнала. Здесь история такая же, как и с Mini-DVI — жесткая критика, необходимость использования адаптера и полное забвение.
Этот порт разработали в начале двухтысячных как универсальный интерфейс для передачи как видео, так и аудио в цифровом виде. Сейчас High-Definition Multimedia Interface — один из самых распространенных интерфейсов как в компьютерах, так и в домашней электронике.
Иногда можно встретить уменьшенные версии HDMI — Mini-HDMI и Micro-HDMI. Они не отличаются популярностью из-за своей хрупкости, но иногда их использование обосновывается компактностью девайсов (например, камер или планшетов).
Более подробно о версиях HDMI (это очень важно!) можно почитать в нашей статье об HDMI 2.1.
HDMI — очень популярный и гибкий интерфейс, но у него есть свои ограничения. К примеру, он не так хорошо подходит для экранов высокого разрешения (если речь не идет об HDMI 2.1) и систем с несколькими мониторами. А еще за использование HDMI производителям приходится платить ощутимые ощущения.
DisplayPort разработали в 2006 году с целью устранения этих ограничений — как ультимативный порт для передачи практически любых данных. Это надежный и очень способный интерфейс, который сейчас можно встретить практически в любом мониторе и на любой видеокарте. DisplayPort 2.0 поддерживает вывод картинки в разрешении 8K с частотой до 60 Гц.
Еще один интерфейс, созданный Apple. Mini-DisplayPort заменил micro-DVI и до недавнего времени встречался на большинстве MacBook, а также на некоторых ноутбуках с Windows и даже полноразмерных видеокартах для ПК. Теперь он заменен на Thunderbolt — так, Thunderbolt 1/2 используют тот же физический коннектор, но могут передавать не только видео и аудио.
Компьютерные протоколы TCP/IP, POP, SMTP, HTTP, FTP и другие
Если вы попробуете начать объяснять схемы взаимодействия протоколов TCP/IP, POP, SMTP, HTTP, FTP и других, то скорее всего увязните в объяснениях всевозможных деталей, которые возможно были бы интересны пользователям, но на практике мало пригодятся. Тем более, что всю детальную информацию о них легко можно найти в интернете.
Примечание: Если существует необходимость углубиться в какую-либо сферу, то это означает, что и время на прочтение такого рода статей должно быть.
Как и в общении между людьми, между компьютерами так же должны быть установлены какие-то правила для передачи информации, в противном случае, обмен данными был бы сильно усложнен. Проще всего, сравнивать протоколы с особенностями разговорной речи различных языков. Например, протокол UDP можно сравнивать с монологом. А протокол TCP с диалогом. Протокол HTTP — это разговор покупателя с продавцом, где первый спрашивает о каком-либо товаре, а второй дает развернутый ответ.
Примечание: Сутью данного сравнения является то, что с различными рамками в общении все знакомы. И, в той или иной мере, все знакомы с тем, что будет происходить, если эти рамки нарушать.
COM-порт: что это?
СОМ-порт носит также название последовательного, поскольку информация через него передается поочередно, пакет за пакетом. Он служит для подключения к ЭВМ таких устройств:
- Модем;
- Компьютерная мышь;
- Приемники спутниковой связи;
- Устройства системы видеонаблюдения;
- Кассовые аппараты;
- Источники вторичного электропитания;
- Другой ПК для передачи информации между машинами.
Последнее применение является в современном мире почти забытым. Дело в том, что при объединении двух компьютеров таким способом скорость передачи данных достаточно низка, и система начинает тормозить. Кроме того, еще 15 лет назад в данный порт подключали почти любую аппаратуру, что приводило к различным неполадкам в системе.
Сегодня стандарт USB почти наголову превосходит устаревший последовательный порт. Он быстрее, проще и удобнее для конечного потребителя. Однако производители ПК не спешат удалять гнездо, поскольку некоторые устройства по-прежнему подключаются только таким образом.
DisplayPort / Mini DisplayPort
Также известен как: порт двойного назначения.
Описание: DisplayPort сегодня является наиболее передовым стандартом соединения мониторов с компьютером, с возможностью вывода на один монитор изображения с разрешением 4K и 60 Гц, или до трех мониторов в формате Full HD (с помощью концентратора или док-станции). Большинство ноутбуков, которые имеют DisplayPort, используют мини-разъем DisplayPort или DisplayPort Type-C через порт USB.
И всё же большинство мониторов и телевизоров не имеют разъема DisplayPort, но Вы можете выводить изображение на HDMI-совместимый дисплей через адаптер, который стоит менее 10 $. Как HDMI, DisplayPort может выводить звук в том же кабеле, что и видео.
Необходимость адаптера: Если Вы хотите вывести изображение на более чем один монитор из одного мини порта DisplayPort на ноутбуке, значит Вам нужен в многопоточный хаб DisplayPort, который стоит от 70 $ до 100 $ и нуждается в электроэнергии. Один кабель USB (Type-C)-to-DisplayPort или мини-DisplayPort-to-DisplayPort кабель стоят чуть более 10 $.
Универсальные разъемы
Рассмотрим существующие универсальные порты.
Последовательный
Набор контактов разработали еще на первых этапах развития технологий и внедрения компьютеров. Он выглядит в виде 9 или редко – 25-контактного соединителя, который называется СОМ-порт. Информация переходит одним потоком, постепенно один за другим, это и повлияло на его наименование.
В устаревших моделях компьютеров к разъему подсоединяли модем и мышку. Сегодня его редко используют, поскольку на его место пришел USB-разъем.
Параллельный разъем
Это также устаревший соединитель с начала эволюции компьютера. Первоначально его создали, чтобы присоединять принтеры, а затем начали совмещать с другими устройствами.
Информационные данные через параллельный разъем перемещаются по ряду потоков, это и указано в наименовании. Соединитель снабжен 25 контактами. Его путают с последовательным портом. Но существует различие – у параллельного контакты находятся в виде отверстий, у последовательного – штекеров.
Для клавиатуры и мыши
Они окрашиваются в фиолетовый и зеленый оттенок, точно такие, как у штекеров мышки и клавиатуры. Разъемы состоят из шести контактов. Это исчезающая разновидность IBM/PC2. Если пользователь при подсоединении спутал порты, то они не заработают.
Придется перезагружать устройство. Но они имеют плюс – экономия USB. Многие современные компьютеры имеют соединитель фиолетово-зеленого оттенка. В него вставляют как мышку, так и клавиатуру.
USB-порт компьютера
Устаревшие соединители сменяются наиболее продуктивными. Набор контактов создали в 90-е годы 20 века. Он востребован по сей день. Данные передаются постепенно один за другим, как в СОМ, но гораздо быстрее. Множество сторонних оборудований подсоединяются через эти порты. Они находятся сзади и спереди на панели блока.
Нынешние оборудования оснащены 2 типами портов – 2.0, 3.0. Они контактируют между собой, но имеют различные скорости передачи сигнала. 3.0 обладает более высоким показателем. Также они различны по оттенку – у 3.0 он синий или красный.
Помимо вышеперечисленных придуманы FireWare, eSata. Неопытному потребителю они не будут интересны, поскольку их применяют в устройствах профессионального уровня.
е-SATA
e-SATA — это внешний разъем Serial AT Attachment, который используется в качестве интерфейса для подключения внешних запоминающих устройств. Современные разъемы e-SATA называются e-SATAp и расшифровываются как Power e-SATA ports. Это гибридные порты, способные поддерживать как e-SATA, так и USB. Ни организация SATA, ни организация USB официально не одобрили порт e-SATAp и должны использоваться на риск пользователя.
На изображении выше показан порт e-SATAp. Он показывает, что можно подключать как устройства e-SATA, так и USB.