Как вынуть провода из соединительной колодки (фишки) электропроводки автомобиля
Извлечем, в качестве примера, наконечники проводов из соединительных колодок (фишек) стандартной колодки электропроводки автомобилей ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099 и колодки задних фонарей. Для выполнения работы потребуется шило или тонкий гвоздь.
Чтобы успешно извлекать наконечники проводов из колодок нужно знать, как они там крепятся. Фиксация наконечника в колодке производится за счет язычка на наконечнике, упирающегося в выступ внутри колодки.
Схема крепления наконечника провода в соединительной колодке
Крепление наконечника провода в соединительной колодке (фишке)
Порядок извлечения наконечника провода из соединительной колодки
Для извлечения наконечника следует через специальное отверстие или проем в колодке нажать вниз шилом язычок и вынуть наконечник.
Отверстия в колодке для доступа к фиксаторам наконечников проводов
Варианты извлечения провода из разных колодок
Извлечение наконечников проводов из стандартной колодки
Извлечение наконечников проводов из фишки заднего фонаря
Для установки наконечника провода обратно в колодку следует немного отогнуть язычок на наконечнике вверх и вставить его в отверстие в колодке.
Примечания и дополнения
— Все соединения в разных типах колодок электропроводки автомобилей ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099 производятся аналогичным образом.
Еще статьи по электрике автомобилей
Подписывайтесь на нас!
Как вынуть провода из соединительной колодки (фишки) электропроводки автомобиля: 1 комментарий
Я с Вами согласен. В этом что-то есть.
Теперь стало всё ясно, благодарю за помощь в этом
вопросе.
Как обжать клемму на проводе в автомобиле
Клемма — это контактный элемент, который предназначен для разъемного соединения проводников между собой.
При этом, допустим, во время ремонта, провода можно легко разъединить.
Для быстроты и удобства процесса обжимки клемм применяется специальный инструмент – «кримпер».
Итак, как правильно обжимать провода наконечниками
Кроме подбора необходимых проводов и наконечников для выполнения данной задачи потребуется специальный инструмент, который называется «кримпер» или же пресс-клещи.
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
Особое внимание следует обратить на тип кабеля, в бытовых условиях силовой кабель может быть двух типов:
- с монолитной жилой;
- многожильный.
При обжиме провода с монолитной жилой достаточно снять слой изоляции с небольшим запасом (до 0.3–0.5 см), (с помощью инструмента или же используя нож для снятия изоляции), затем выпрямить и обезжирить участок, с которым будет проводиться работа, после чего следует надеть на шнур термоизоляционную трубку.
Затем, выбираем на инструменте (перемычкой в матрице) определенное сечение и тип наконечника. После проведения вышеперечисленных манипуляций надо вставить подготовленный конец провода в наконечник, предварительно убедившись в отсутствии трещин в нем.
Установите рычаг блокировки храпового механизма. Невыполнение данное пункта грозит некачественным обжимом наконечника и, соответственно, плохим качеством соединения.
Заключительная часть обжима инструментом провода с монолитной жилой:
- убеждаемся в правильности соединения;
- вставляем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы выбились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
- до конца утапливаем оголенный участок провода в наконечник;
- прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера;
- как только операция будет выполнена рукоятки автоматически начнут возвращаться в исходное положение (для этого необходимо перевести рычаг блокировки храповика в состояние «заблокировано»);
- оконцевание шнура выполнено, заключительным шагом будет надевание термоусадочной оплетки на место соединения и прогрев её специальным феном или же зажигалкой.
Если рукоятки не возвращаются в изначальное положение, то данная проблема может быть вызвана из-за следующих проблем:
- слишком слабое сжатие ручек инструмента;
- неисправность храпового механизма;
- «слабая» пружина в храповике;
- не до конца установлен рычажок блокировки храповика.
Если же предстоит оконцевать многожильные провода, то вышеуказанную методику применять не стоит, так как имеет множество нюансов.
Поэтому провода с большим количеством жил обжимаются по следующей инструкции:
-
снять часть изоляции с провода (с небольшим запасом до 0.3–0.5 см), крайне желательно при удалении изоляции пользоваться специальным инструментом, позволяющим снять оплетку и не повредить жилы кабеля, но при отсутствии такого инструмента допускается использовать острый нож (при снятии изоляции следует убедиться в том, что не были затронуты жилы провода);
После вышеперечисленных манипуляций обработку кабеля можно считать законченной.
- выставляем в матрице устройства необходимое сечение и тип наконечника;
- устанавливаем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы находились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
- расправленные жилы кабеля заправляем в наконечник до упора (Внимание! Скручивать жилы кабеля запрещается);
- прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера;
- обжатие многожильного провода выполнено, теперь возвращаем заранее надетую на шнур термоусадку на место соединения и прогреваем её строительным феном, паяльником или турбозажигалкой;
- после выполнения операции рукоятки должны вернуться в стандартное (разжатое положение), если этого не произошло, то причиной тому могут быть проблемы, описанные выше.
Другие способы соединения, их преимущества и недостатки
Самый распространенный метод после обжима проводов – пайка. В электронике она до сих пор занимает лидирующие позиции, поскольку обладает высокой механической прочностью. Из недостатков стоит отметить, что во влажной среде и местах с большими температурными перепадами, такой способ соединения не подойдет.
Другой известный способ – скрутка. Основное преимущество метода заключается в его реализации – требуется минимальный набор инструментов. При соединении проводники остаются в целостности. Чтобы скрутить провода, требуется лишь очистить небольшие их участки от изоляционного слоя. Демонтаж соединения тоже не должен вызывать вопросов. Единственная сложность, которая может возникнуть на этапе выполнения работ – небольшая площадь контакта, а также низкая надежность соединения.
Обжимной соединитель проводов совмещает в себя достоинства всех способов.
Видео по теме
Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?
Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.
Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.
Вывод
Соединение проводов клеммной колодкой – вещь, конечно, удобная, но, прежде всего, следует верно определиться с видом необходимых вам клемм. Это следует делать, исходя из сечения, типа провода, возможной нагрузки, возможностей монтажа и, конечно, наших советов.
Ведь только правильный выбор способа соединения проводов и кабелей обеспечит надежную и бесперебойную работу вашей электрической сети.
Автор: Сергей Владимирович, инженер-электрик. Подробнее об авторе.
Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы
- Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
Клеммная колодка
Наиболее простое и дешёвое решение – полиэтиленовые клеммные колодки. Они не отличаются высокой ценой и продаются в каждом магазине электротоваров.
Полиэтиленовый каркас рассчитан на несколько ячеек, внутри каждой располагается латунная трубочка (гильза). Кончики соединяемых жил нужно вставить в эту гильзу и зажать с помощью двух винтов. Очень удобны, что от колодки отрезается столько ячеек, сколько необходимо соединить пар проводов, к примеру, в одной распределительной коробке.
Но не всё так гладко, есть и недостатки. В комнатных условиях алюминий под винтовым давлением начинает течь. Придётся производить периодическую ревизию клеммных колодок и подтягивать контакты, где зафиксированы алюминиевые жилы.
Клеммные колодки для соединения многожильных проводов не предназначены. Если в такие соединительные клеммы зажимать многожильные провода, то во время закручивания под давлением винта тонкие жилки частично могут поломаться, что приведёт к перегреву.
В случае, когда возникает необходимость зажатия многожильных проводов в клеммную колодку, то обязательно надо пользоваться вспомогательными штыревыми наконечниками.
Очень важно правильно подобрать его диаметр, чтобы провод потом не выскочил. Многожильный провод необходимо вставить в наконечник, опрессовать при помощи плоскогубцев и зафиксировать в клеммнике.
Как итог всего вышесказанного, клеммная колодка – идеальный вариант для одножильных медных проводов. С алюминиевыми и многожильными придётся соблюсти ряд дополнительных мер и требований.
Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.
Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
-
снять часть изоляции с провода (с небольшим запасом до 0.3–0.5 см), крайне желательно при удалении изоляции пользоваться специальным инструментом, позволяющим снять оплетку и не повредить жилы кабеля, но при отсутствии такого инструмента допускается использовать острый нож (при снятии изоляции следует убедиться в том, что не были затронуты жилы провода);
Для того чтобы качественно произвести обжим провода необходимо выполнить 3 главных правила:
-
Во-первых, правильно подобрать коннектор или наконечник, чтобы его размер соответствовал сечению прессуемого провода.
-
Во-вторых, воспользоваться профессиональным инструментом. Это пресс клещи, оснащенные храповым механизмом, который позволит выполнить полный цикл опрессовки.
-
И в третьих, выбрать нужную матрицу. Ее геометрия и форма должны соответствовать обжимной части наконечника.
Опрессовка или обжим проводов изолированными или неизолированными наконечниками стала очень доступна в последнее время. Данный процесс имеет даже ряд преимуществ перед лужением жил проводов:
А так как температура плавления припоя низкая, то он беспрепятственно под нагрузкой выгорает или выплавляется, ослабляя и значительно уменьшая площадь контакта. Далее происходит искрение со всеми текущими негативными последствиями.
А можно ли вообще обойтись без гильзования и обжатия? Что плохого в простом креплении проводов к автоматам и другим приборам?
При простом зажиме пучок провода распушается и раздавливается в стороны. Некоторые отдельные проводники вообще могут быть повреждены. Такие жилы, разрушенные и отделенные от основного пучка, уже не принимают участия в контакте и пропуске через себя токовой нагрузки.
Все это приводит к тому, что оставшихся жил не хватает и происходит нагрев мест соединения. Кроме этого, оголенная медь из которой выполнены жилы проводов остается доступной для попадания влаги и кислорода. А это приводит к ее потемнению и окислению. Один раз обжав проводник наконечником или гильзой, вы избавите себя от всех этих проблем в дальнейшем.
Для начала, нужно узнать какого сечения провод вы будете обжимать. Сделать это можно по надписям на изоляции жилы, либо воспользоваться штангенциркулем. Далее при выборе тех или иных втулочных наконечников можно ориентироваться по цветовой маркировке их изолированной юбки. Каждый цвет должен соответствовать определенному сечению и размеру гильзы наконечника.
Правда есть и производители, которые на этом не заморачиваются, и выпускают одноцветную продукцию разных сечений.
После выбора обязательно физически проверяйте насколько плотно провод заходит в гильзу или наконечник.
Разновидности обжимных клещей
Конструкционно клещи для обжима делятся на два основных типа – действующие по принципу пасатижей или диафрагменные.
Первые из них более распространенные – они выполняют сдавливание только с двух сторон, но в отличие от пасатажей имеют в губках вырезы специальной формы, которые работают в качестве направляющих. Это позволяет выполнять качественное крепление на жиле провода наконечников, основание которых в сечении имеет «П»-образную форму.
На видео различные виды инструмента для обжима проводов:
Преимущество таких устройств, выполняющих обжим жил проводов в их относительной универсальности – к наконечниками ими можно «подобраться» с любой стороны. Главный недостаток кроется в необходимости иметь «на подхвате» несколько таких клещей, так как на губках обычно помещаются вырезы для 3-4 размеров гильз. Как вариант можно приобрести универсальный кримпер для обжима со сменными матрицами, которые крепятся на специальной кассете. При необходимости поработать с другими видами наконечников, старые защелкиваются в кассете и на их место выбираются подходящие.
Диафрагменные устройства могут обжимать гильзы с четырех или шести сторон – в зависимости от механизма диафрагмы. За счет полного обхвата ими выполняется более качественный и плотный обжим конца кабеля, а также устройство автоматически подстраивается под любую толщину гильзы.
Перед выбором такого инструмента надо учитывать его главный недостаток – опрессовать можно только гильзу, в которую провода вставлены с одной стороны – в противном случае клещи останутся на проводе, так как их головка замкнута.
Несколько отдельной категорией идут кримперы, что выполняют обжим компьютерного кабеля типа «витая пара» и ему подобных. Принцип действия такого инструмента такой же, как и двухгубочных клещей, но вместо железных или медных втулок, их матрицы «заточены» для работы со штекерами для компьютеров или телефонов. Здесь производится не обжим как таковой, а смещение контактов, которые прорезают изоляцию проводов и плотно прижимаются к их жилам.
Технические параметры
Основные типы и марки тонкостенных изолированных наконечников и клемм, широко представленных на нашем рынке следующие:
Наконечники кольцевые НКИ — все их данные и технические параметры приведены в начале статьи выше.
Наконечники вилочные изолированные НВИ:
Наконечники штифтовые плоские изолированные НШПИ:
Наконечники штыревые круглые изолированные НШКИ:
Разъемы — клеммы плоские изолированные «мама» РПИ-М:
Разъемы — клеммы плоские изолированные «папа» РПИ-И:
Ознакомиться с текущими ценами на инструмент для опрессовки подобных наконечников можно здесь.
Правила работы с изолированными наконечниками
-
обжиму изолированными наконечниками подлежат только многопроволочные провода. Моножильные должны использоваться под свой тип неизолированных наконечников.
-
при выборе обязательно обращайте внимание не только на диаметр и сечение, но и на форму контактной лопатки. Нельзя использовать вилочные наконечники на подвижных или подверженных вибрациям контактах!
-
изоляция с жилы снимается ровно на длину прессуемой трубочки куда вставляется жила. В отличии от втулочных, здесь будет крайне неудобно откусить лишнее кабелерезом.
-
при обжатии наконечник вставляете в матрицу пресса так, чтобы шов хвостовика был сверху и строго по width=»372″ height=»193″[/img]
-
обжимая пресс клещами изолированные наконечники, контролируйте чтобы каждый контур матрицы, обжимал свою часть жилы и изоляции, а также вставляйте наконечник в матрицы только с маркированной стороны
-
если матрицы не полностью сомкнулись в конце зажатия ручек, значит вы не правильно подобрали размер наконечника. Если изоляционная манжета при этом повредилась, требуется заменить наконечник.
Рекомендации по опрессовке втулочных наконечников НШВИ
Лайфхаки работы с наконечниками НШВИ
Как сделать из наконечника НШВИ простой НШВ? Как с подручных материалов изготовить удлиненный наконечник НШВИ? Несколько лайфхаков по работе с втулочными наконечниками можно узнать из видео ниже:
Где используются обжимные клещи
Независимо от размера кримпера, у него есть только два основных способа применения – подготовка токоведущих жил для закрепления их в клеммах розеток, выключателей и прочих электроприборов, а также соединение нескольких проводов между собой.
В первом случае опрессовка оправдана, если используются многожильные провода. Если их зажать в клеммы контактов без подготовки, то со временем под действием электрического тока (он создает микровибрацию) жилки «утрясутся», между ними появится свободное пространство и контакт в целом ослабеет.
Это одна из причин, по которой для прокладки силовой электропроводки советуют использование одножильных проводов, но с распространением устройств для обжима наконечников проводов эта рекомендация потеряла смысл.
Также опрессовка используется при работе с кабелями большого сечения – она применялась даже задолго до появления «бытовых» устройств. Правда качественное соединение возможно получить только используя специальный пресс для обжима кабельных наконечников, который и сейчас далеко не карманных размеров. Чтобы создать необходимое усилие, в таких устройствах используется принцип домкрата или отдельный гидравлический привод – силы человека, даже приложенной через обычный рычаг, чтобы качественно обжать толстый кабель, недостаточно. Пример такого устройства на видео:
Полезной будет обжимка и при необходимости соединить два и больше проводов. В таком случае они собираются вместе, на них надевается втулка и обжимается. При этом провода могут быть вставляться во втулку как с одной, так и с двух сторон: в первом случае получается подобие скрутки, а во втором – муфты.
Pin extractor. Извлекаем Pin'ы из разъемов
12.JPG» />
- Цена: $2,42
В сегодняшнем обзоре я хочу поделиться с вами своими впечатлениями о наборе Pin экстракторов (не знаю как более правильно обозвать эти штуки), заказанных мною на eBay. Было это давно, но ввиду неблагоприятных погодных условий, руки до их практического тестирования дошли у меня совсем недавно.
Так как мне периодически приходится ковыряться в проводке авто и извлечением/установкой обратно в колодки пинов заниматься приходится периодически, то о покупке чего-то подобного я размышлял давно. Конечно, можно было бы продолжать пользоваться парой булавок, но это, скажу я вам, занятие для мазахистов. Особенно если приходится извлекать пин из разъема, расположенного в не самом удобно месте.
Посылка была отправлена с треком, отслеживающимся по территории Китая, вся информация по нему доступна для просмотра по этой ссылке.
Пришли экстракторы в обычном полиэтиленовом пакетике.
В продаже есть несколько вариаций: можно купить 3 штуки, можно 8 штук, а можно 11. Я выбрал последний вариант, так как никогда не знаешь какой провод придется выдергивать из пластиковой обоймы.
Все экстракторы были соединены между собой скруткой, кольцо также было в комплекте. Почему было не одень их на него — загадка.
В комплекте имеются экстракторы трех различных типов: четыре штуки для пинов с одним фиксатором, четыре штуки для пинов с двумя фиксаторами и три штуки для круглых пинов. В общем, варианты на все случаи жизни. Выглядят они следующим образом:
К качеству изготовления претензий особых нет. Металл достаточно твердый, во время работы не гнется. Но если задаться целью, то тоненькие «иголки» можно без проблем согнуть в ручную. Но так как особой нагрузки во время использования по назначению на них не приходится, то проблем с этим быть не должно. Кольца покрыты чем-то черным, не то пластиком, не то резиной. Покрытие в меру мягкое, не скользит в руках. Одел все экстракторы на одно комплектное кольцо и понял, что так делать нельзя. Из кольца получился щетинистый ёж, который толком в руки не взять.
Теперь о размерах:
1. экстракторы для пинов с одним фиксатором (ширина «иглы»): 0,8 мм., 1 мм., 1,2 мм. и 1,4 мм.;
2. экстракторы для пинов с двумя фиксаторами (расстояние между «иглами»): 2 мм., 3 мм., 4,5 мм. и 6 мм.;
3. круглые экстракторы (диаметр): 2 мм., 2,6 мм. и 3,2 мм.
В общем, ни одна колодка не устоит 🙂
Больше ничего интересного в их внешнем виде и устройстве нет, а значит можно переходить к практическим испытаниям. Так как за окном была зима и холодно (да и сейчас не лучше), то для тестового испытания были использованы разъемы, найденные в кладовой. Постарался взять максимально разнообразные, правда, не сильно получилось. В общем, тестовая проверка будет проводиться на них:
Суть работы экстракторов сводится к следующему: вставляем его со стороны подключения разъема, «иглы» (или «игла») экстрактора сжимают усики-фиксаторы, тянем за провод в обратном направлении и достаем его из колодки. Вот на этой картинке все более наглядно:
Но теория теорией, а как оно будет на практике надо удостовериться самому. Начал с самого большого разъема с 5 проводами:
Вставляем — тянем — получаем результат:
Через 15 секунд:
Прям аж затягивает процесс 🙂
Переходим к следующему разъему, на этот раз более компактному. Также никаких проблем, а на извлечение провода ушло секунд 5, не больше.
Последний подопытный:
Провод из него:
При ближайшем рассмотрении контакта типа «мама» видно, что каких-либо повреждений на нем совершенно нет. Единственное, что свидетельствует о его извлечении — небольшая царапинка на усике-фиксторе, а значит он без проблем может быть установлен обратно:
Оказывается, экстракторы и вправду, работают 🙂 Причем очень даже неплохо. Раньше приходилось мучиться используя иглы или скрепки, а в самых критических случаях перекусывать провод или ломать разъем. Сейчас же с этим покончено. На то, чтобы извлечь пин из разъема требуется пара секунд, если к нему есть прямой доступ, и немного дольше времени если разъем находится в неудобном или труднодоступном месте.
Экстракторы уже прошли испытание в реальных условиях. Надо было «выдернуть» из колодки провод, отвечающий за автоматическую работу омывателя фар. Проблем не было:
В завершении хочу сказать, что эту покупку, однозначно, можно считать удачной. Возможно, тем, кто никогда не пытался выдернуть проводок из пластиковой коробочки это не актуально, но тем, кто периодически сталкивается с подобной задачей, следует обратить внимание на это набор. Ну и главное его преимущество даже не в том, что он способен сократить время, а в том, что он сбережет нервы 🙂 Ведь ковыряться в разъеме и пытаться выдернуть последний неподдающийся провод — то еще мучение, способное вызвать кучу эмоций (не самых положительных). Так что я остался доволен. А для большего удобства использования разделил экстракторы на два набора, повесив их на 2 разных кольца.
Как зажать клемму на проводе без обжимки
Обжатие провода и наконечника подручными средствами, без пресса и специнструмента.
Что делать если у вас под рукой нет специальных инструментов для опрессовки или просто не хочется их покупать, если нужно обжать всего лишь один или два наконечника?
Многие сталкиваясь с этой проблемой прибегают к неправильным способам, которые в дальнейшем только ухудшают контакт, не обеспечивая надежного соединения.
Они начинают расплющивать наконечник молотками, просто сдавливать его в слесарных тисках, сминать пассатижами, запрессовывать зубилом. Все эти методы не верные и не приносят нужного результата.
После такой самодеятельности получается плохой контакт с его дальнейшим нагревом в процессе работы.
Правда некоторые умудряются и гидравлическим прессом обжать наконечник так, что провод спокойно вылезает из него, стоит потянуть с небольшим усилием.
Есть другие способы обжатия наконечниками силовых проводов с применением подручных средств, которые можно встретить практически у каждого в гараже или дома.
Самый простой и быстрый способ – это запрессовка с помощью кернера. Для этого вам потребуется:
Процесс очень прост и незамысловат:
-
вставляете наконечник в провод
При этом не нужно, как многие делают, предварительно расплющивать наконечник молотком. В процессе ударов это произойдет в любом случае. Количество керн, то есть лунок от ударного воздействия на металл, зависит от длины наконечника.
При этом на обратной стороне наконечника, точки опрессовки не должны быть симметричны тем, что на лицевой части, а смещены на пару миллиметров.
Самое главное при этом не продырявить наконечник насквозь и контролировать силу удара. Поэтому если вы используете для этого гвоздь 200мм, прежде всего следует его затупить.
В итоге у вас получится достаточный контакт, который конечно не сравним с опрессовкой профессиональным инструментом ПГР-70, но при отсутствии сверхноминальных нагрузок прослужит долго.
Самое главное в этом способе правильно подобрать сечение провода и наконечника. Заявленное сечение очень часто бывает меньше фактического.
Для надежного контакта провод должен плотно входить внутрь гильзы без всякой слабины. Поэтому данный момент всегда проверяется вручную, не стоит слепо доверять цифрам на оболочке кабеля и на лопатке наконечника.
Есть и другие простые способы соединения наконечников с проводами без использования пресса. Для радиолюбителей, у кого нет проблем с припоями и другими приспособами, подойдет обыкновенная пайка.
Это не совсем можно назвать обжатием, но все же является способом соединения без использования специального опрессовочного инструмента.
Итак, как правильно обжимать провода наконечниками
Кроме подбора необходимых проводов и наконечников для выполнения данной задачи потребуется специальный инструмент, который называется «кримпер» или же пресс-клещи.
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
Особое внимание следует обратить на тип кабеля, в бытовых условиях силовой кабель может быть двух типов:
- с монолитной жилой;
- многожильный.
При обжиме провода с монолитной жилой достаточно снять слой изоляции с небольшим запасом (до 0.3–0.5 см), (с помощью инструмента или же используя нож для снятия изоляции), затем выпрямить и обезжирить участок, с которым будет проводиться работа, после чего следует надеть на шнур термоизоляционную трубку.
Затем, выбираем на инструменте (перемычкой в матрице) определенное сечение и тип наконечника. После проведения вышеперечисленных манипуляций надо вставить подготовленный конец провода в наконечник, предварительно убедившись в отсутствии трещин в нем.
Установите рычаг блокировки храпового механизма. Невыполнение данное пункта грозит некачественным обжимом наконечника и, соответственно, плохим качеством соединения.
Заключительная часть обжима инструментом провода с монолитной жилой:
- убеждаемся в правильности соединения;
- вставляем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы выбились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
- до конца утапливаем оголенный участок провода в наконечник;
- прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера;
- как только операция будет выполнена рукоятки автоматически начнут возвращаться в исходное положение (для этого необходимо перевести рычаг блокировки храповика в состояние «заблокировано»);
- оконцевание шнура выполнено, заключительным шагом будет надевание термоусадочной оплетки на место соединения и прогрев её специальным феном или же зажигалкой.
Если рукоятки не возвращаются в изначальное положение, то данная проблема может быть вызвана из-за следующих проблем:
- слишком слабое сжатие ручек инструмента;
- неисправность храпового механизма;
- «слабая» пружина в храповике;
- не до конца установлен рычажок блокировки храповика.
Как обжать автомобильную клемму и провод
Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?
Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.
Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.
Обжиматель для штыревых втулок
Обжим для штыревых наконечников состоит из ряда углублений и язычков, каждый из которых имеет разный размер. Каждая дырка используется для зажимания втулок своего размера.
На каждом отверстии имеется число, определяющее для какого сечения кабеля предназначено данное отверстие. Например вот этот обжим может зажимать провода с поперечным сечением от 0,5 мм до 16 мм квадратных.
Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы
-
Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
Внутренность
Внутри находятся сами пресс-клещи, отвертка, сменные матрицы и запасные винты. Первая меньшая (0.5-1.5мм²) матрица для обжима автоклемм уже установлена в пресс-клещах.
Отвертка хранится под резинками на боковой стенке сумки. Отвертка двухсторонняя, на одной стороне крестик размера PH1 для регулировки усилия срабатывания храповика. На другой стороне шестигранник размера 3мм для смены матриц. Отвертка не магнитная, стержень фиксируется в ручке с помощью подпружиненного шарика.
Еще три матрицы лежат в кармашках сумки. Там же лежат и 4 запасных винта для смены матриц. Винты с полукруглой головкой под внутренний шестигранник, резьба обычная М4, заменить не проблема.
Кармашки закрываются на липучки. Лайфхак — можно положить все матрицы и винты в один кармашек — вполне входят — а остальные три занять мешочками с клеммами разного типа. Или матрица + клеммы для этой матрицы в этом кармашке. Наверное я так и поступлю. Сумка универсальная, в ней еще есть два свободных места. Одно место предназначено для клещей снятия изоляции, второй предназначен для ключей разъемов MC4 солнечных батарей. Например такой лот www.tomtop.com/p-e2083.html
Клещи
Клещи сделаны из металлических пластин толщиной около 2 мм.
Ручки из пластика с резиновыми вставками. Ручки не шатаются, снять обычным усилием не удалось — ручки защелкнуты в фиксаторы. Сползать не будут, приклеивать не придется. Металлическая основа идет до конца пластиковой ручки — магнит липнет и в конце ручек.
На резиновых вставках нанесены знаки ++++, я думал что на второй ручке будет знак —-, но на обоих нанесен ++. Клещи собраны на заклепках и штифтах. Внутри можно увидеть две пружины, одна малая для механизма срабатывания храповика, вторая, большая, основная прикрыта крышкой. На клещах есть зубчатое колесо, зафиксированное винтом. Поворачивая это зубчатое колесо, можно регулировать конечное положение сжатия матриц. То есть можно сделать так, чтоб храповик размыкался когда матрицы сходятся не полностью. Винт на храповике можно открутить крестовым концом комплектной отвертки. Там же возле храповика есть рычажок, потянув за который, можно прервать процесс обжима и разомкнуть губки матриц.
Матрицы
Ширина всех матриц для этих клещей в месте крепления винтами 4 мм. Первая матрица JX 1601-08 обжимает автоклеммы от 0.5 мм² до 1.5 мм². Ширина первой матрицы в месте обжима 7 мм. Внутри матрицы есть ступенька, по этому эта матрица обжимает клеммы в один проход — сразу и изоляцию и жилы. Берем самую распространенную автоклемму, вставляем в матрицу и фиксируем на один щелчок храповика. Зачищенный провод вставляется в клемму и обжимается одним нажатием до того, как сработает храповик. Провод нужно зачищать так, чтоб жилы обжались в той части клеммы, где обжимаются жилы, а более узкие и длинные усы обжимают изоляцию. Ну и сам процесс обжима в GIF. Полное в видео в конце. Результат обжима клемма 6.3мм провод 1.5 мм², место в матрице 1.5 Я пробовал обжимать и другие клеммы, провод нужно подбирать под конкретную клемму. Справа хорошо обжатые клеммы, слева клеммы для которых провод слишком толстый. Клеммы и провод нужно подбирать, нельзя просто взять клемму, предназначенную для провода 1.5 мм² и обжать в ней провод 0.75 мм². Нужно или складывать провод в два раза или подбирать клемму с меньшим размером обжимных усов. Иначе провод не держится должным образом. Аналогично и с большим размером провода, при обжиме провода 2.5 мм² в клемме для 1.5 мм², в какой бы матрице не было обжато, провод будет обжат некачественно и края усиков не завернутся обратно в жилы и в изоляцию, им просто не хватит длины. Можно посмотреть например такой лот — ru.aliexpress.com/store/product/100pcs-lot-431-6A-6mm-type-A-Dia-Copper-Circular-Splice-Terminal-Wire-Naked-Connector-For/1184839_32709214061.html
Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.
Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
-
снять часть изоляции с провода (с небольшим запасом до 0.3–0.5 см), крайне желательно при удалении изоляции пользоваться специальным инструментом, позволяющим снять оплетку и не повредить жилы кабеля, но при отсутствии такого инструмента допускается использовать острый нож (при снятии изоляции следует убедиться в том, что не были затронуты жилы провода);
Как обжать наконечники для проводов без инструмента
С точки зрения техники строительства обжим проводов без соответствующего инструмента запрещен, исключение составляет лишь черновой монтаж для проверки выполненных работ. Однако при каких-либо бытовых работах с невысокотоковыми потребителями допускается работа без обжимающего инструмента.
Есть несколько методов оконцевания шнуров без инструмента:
- пайка с использованием тугоплавких высокотемпературных припоев;
- «нестандартный» обжим с использованием кернов, молотков, надрезом наконечника
Пайка наконечника
Для спайки вам, конечно, не потребуется серьезные и дорогостоящие пресс-клещи/кримперы, но в вашем арсенале должны присутствовать следующие «бытовые» ремонтные инструменты:
- Паяльник (от 80 W)/паяльная лампа/газовая горелка.
- Набор для пайки (флюсы/канифоль, припои различных видов).
- Термоусадочная трубка и/или изолента.
- Базовые знания и умения работы с паяльником.
Алгоритм действий следующий:
- при наличии паяльника/паяльной лампы, разогреваем его до рабочей температуры, при его отсутствии включаем конфорку на кухонной плитке;
- пока инструмент нагревается выполняем операции по снятию изоляции с нашего шнура (снимаем с запасом в 0.3–0.5 см), следим за тем, чтобы не повредить жилы;
- надеваем термоизоляционную оплетку на шнур и сдвигаем её на безопасное расстояние, пока она нам не понадобится;
- обезжириваем зачищенный участок;
- обезжириваем наконечник;
- наносим флюс во внутреннюю часть наконечника;
- припой предварительно нарезаем небольшими кусочками, так, чтобы он, примерно, на половину-треть покрыл внутреннюю часть наконечника;
- наносим паяльником флюс на зачищенную часть шнура, лудим её (если паяльник отсутствует, то пропускаем данный шаг);
- аккуратно, удерживая наконечник пассатижами так, чтобы частички припоя не выпадали из него, кладем на кухонную плитку (при отсутствии паяльника) или греем паяльником/лампой/горелкой несколько минут пока припой внутри не станет пластичным и жидким;
Обжим с использованием керна/молотка
Этот метод имеет множество недостатков, основным из которых является недостаточный прижим, что может быть чревато нагревом такого соединения. Однако он достаточно часто практикуется, в особенности в тех случаях, если соединение не будет работать с высокотоковыми приборами.
Для данного метода понадобится минимум инструментов:
- Молоток.
- Керн (не обязательно, но желательно).
- Небольшой напильник по металлу.
- Тиски (не обязательно, но желательно).
- Токопроводящая паста (крайне желательно).
- Изоляционная лента и/или термоусадка.
Для оконцевания данными инструментами поступаем так:
- снимаем изоляцию со шнура (запас 0.3–0.5 см);
- следим за тем, чтобы жилы не были повреждены;
- распрямляем все жилы провода, слегка скручиваем (пол-оборота, не больше!);
- берем наконечник делаем небольшой надрез напильником (примерно до 1/5 от всей длины наконечника) со стороны провода;
- надеваем термоусадку, отодвигаем на 10–20 сантиметров, так чтобы она не мешала; обезжириваем шнур;
- равномерно наносим токопроводящую пасту;
соединение проводов в автомобиле
Начнем со сварки
. Она в автомобиле применяется (в заводских условиях) для соединения нескольких массовых либо плюсовых проводов. Соединение надежное при условии хорошей изоляции места соединения, но при ремонте ИМХО не применяется, потому что оборудование для сварки дорого, в труднодоступных местах им не поработаешь (а они в машине почти везде), так что на этом мы со сваркой и закончим